Поколение с двумя неизвестными

10 ноября 2016

В ближайшие 15 лет рынок офисной недвижимости России будет жить по законам поколения Y - тех, кто вырос уже в окружении цифровых технологий, социальных сетей, блогов, покупок и заказа такси по Интернету.

Если сейчас во главе так называемых традиционных корпораций стоят руководители от 45 лет и старше, - люди, принадлежащие к условной доинтернетовской эпохе, то через пять-десять лет бизнес-центры заполнят завтрашние выпускники школ, сформировавшиеся уже в мире высоких технологий. Именно для них сейчас проектируются новые офисные здания - с «начинкой», которая нынешним руководителям кажется пришедшей из фантастического романа. Парадокс, однако, в том, что живущее, а не мечтающее поколение Y, не признает фантастики: если этого еще нет сегодня, значит, придумают, изобретут, вырастят завтра.

Прежний подход в проектировании офисов («ничто не должно отвлекать от работы») на этом фоне уступает место новому - оптимальному сочетанию работы, возможностей для социализации, мест для релакса и «переключения», способов быстро решить на месте все бытовые вопросы. Разумеется, интернет уже сегодня позволяет собирать максимум информации без посторонней помощи, но мы даже не можем представить, насколько усилится его роль во всех сферах через пять-семь лет.

В отличие от других поколений, представители поколения Y очень свободны, их ментальность практически не скована какими-либо ограничениями. Престижная работа и высокая должность больше не являются мечтой - эти люди развиваются по горизонтали, а не по вертикали, с желанием получить максимум эмоционального опыта в разных сферах, надеются только на себя, не умеют мыслить о «дальней перспективе», и должны точно знать, во что вкладывают свое время. И мы, как девелоперы, уже сегодня задумываем новые БЦ с осознанием того, что «работа ради работы» канула в Лету, а офисное пространство становится не последней причиной для выбора соискателем конкретной компании.

Задумайтесь - ведь именно это поколение гаджетов, покупок и заказа такси, еды в Интернете и социальных сетях как никакое другое ценит живое общение, в том числе, на работе. Принципиально иной подход при строительстве офисных зданий: проектирование новых пространств, создание инфраструктуры БЦ не по остаточному принципу, но как одной из основных частей проектов - добро пожаловать в будущее. Это «игреки» будут удивлены, если в вашем офисе не окажется электронной навигации, показывающей, скажем, количество свободных мест во всех ресторанах или ожидающих приема клиентов в химчистке. Это они убеждены: совет «холодно - надень пиджак» - что-то из викторианских романов. Если мне холодно, я сам отрегулирую систему индивидуального климат-контроля так, что будет тепло. «Игреки» не принадлежат уже ни к «поколению кабинетов», ни к «поколению оупенспейсов». Казалось бы, последний формат вышел на рынок относительно недавно, и еще вчера считался одним из наиболее прогрессивных, но уже сегодня раскритикован как имеющий слишком много отвлекающих сотрудников факторов, снижающих эффективность работы - в итоге на смену спешат другие решения. Поколение, которое займет офисы через пять-десять лет - «поколение мессенджеров»; этим людям легче написать сообщение, чем подойти к сидящему за соседним столом коллеге - и вот мы уже видим очевидную необходимость оборудования всего здания полноценной видеосвязью, что сегодня все еще считается «дополнительной опцией».

Кроме того, тем, кто придет на смену сегодняшним специалистам, станет нужно очень много пространств в БЦ, которые мы сейчас называем переговорными комнатами. Однако, это будут уже не совсем переговорные комнаты в теперешнем понимании, но - сочетание релакс-зон, коворкингов и залов для мозговых штурмов с супертехнологичной начинкой. Причем, для разного эмоционального настроя - от неформальных террас с кофейными станциями на крыше до более «сухих» просторных кабинетов с пуфами, где смогут разместиться представители разных департаментов. Передовые компании уже сегодня поняли, что возможность быстро переключаться на короткий, может быть, всего-то пятиминутный отдых прямо в офисе, по умолчанию повышает эффективность работы, и активно ищут новые решения.

Что касается роли инфраструктуры, то, повторюсь, в новых зданиях нас ждет принципиальное изменение подхода. Транспортные проблемы в больших городах будут только усугубляться, свободное время - цениться еще больше, а значит, в БЦ или совсем рядом с ним, практически «не отходя от рабочего стола», станет востребовано все - от салонов красоты и ателье до детских садов. Сейчас многое из этого уже вынужденно внедряют деловые комплексы за МКАД, где просто нет внешней инфраструктуры, но в перспективе так будут поступать все девелоперы. Кроме того, офисы также на стадии проектирования по умолчанию будут оснащаться, например, многофункциональной мебелью - интерактивными столами с регулятором высоты, бесконтактным подогревом для кружки с кофе, бесконтактными зарядками для гаджетов с несколькими портами.

Цель всего этого одна - ускорять и облегчать офисную жизнь с тем, чтобы оставалось время на жизнь как раз вне работы. Гибкость ума, быстрота принятия решений, погружение с головой в задачи, «клиповое мышление» поколения Y требуют максимального же выбора возможностей тех самых кратковременных переключений в офисе - на зимний сад в атриуме, на живую траву под ногами на террасе крыши, на птиц в живом уголке. Эти запросы совсем скоро выведут рынок офисной недвижимости на совершенно другой качественный уровень. Да, такие проекты весьма затратны, но, поверьте, будущее - лишь за этими офисами.

Кстати

Американские ученые Нейл Хоув и Вильям Штраус в 1991 году создали Теорию Поколений, которая двенадцатью годами позже была адаптирована к российским реалиям. В основе этой теории - ценности представителей среднего класса. Ценности поколений формируются в возрасте до 10-12 лет, под влиянием событий (общественных, политических, экономических, социальных, технологических) и воспитания в семье (что хорошо и плохо, что можно делать и что нельзя). Ребенок в это время не оценивает происходящее, а просто осваивает наиболее эффективные технологии жизни. Поскольку события и воспитание в обществе в отдельном историческом периоде похожи, то и ценности, которые формируются у большинства людей, похожи.

Луиза Улановская, директор по маркетингу холдинга RD Group

к разделу От первого лица

Будь в курсе

Подпишись на новостную рассылку «Коммерческая недвижимость день за днем»

Подписаться

Спасибо!

Вы подписаны на нашу рассылку

Вы подписаны на нашу рассылку