PRO АВИАПАРК. Я прошёл 9 км в поисках связи между самолётами и рыбками

"Уважаемые пассажиры, с вами говорит командир экипажа. Мы приветствуем вас на борту торгово-развлекательного центра "АВИАПАРК". Общая площадь - 390 000 квадратных метров. У нас на борту: двухэтажный гипермаркет Auchan, двухэтажный гипермаркет строительных материалов OBI, двухэтажный гипермаркет мебели и товаров для дома HOFF, трёхэтажный универмаг DEBENHAMS, гипермаркеты спортивных товаров "Спортмастер" и "ДЕКАТЛОН", универмаги KIABI, Trend Island, несчётное количество магазинов одежды, обуви, детских товаров, аксессуаров, ювелирных изделий, товаров для дома и салонов красоты, супермаркеты бытовой техники Media Markt и "М.Видео", 17-зальный кинотеатр "Каро Sky 17", развлекательные центры Kidzania и "Клаустрофобия", большое разнообразие кафе и ресторанов, четырёхэтажный аквариум на 317 000 литров, каток и, наконец, двухуровневая парковка на 6500 машиномест. У-ф-ф-ф. Итак, мы сейчас со всей этой хренью попытаемся взлететь. Пожалуйста, пристегните привязные ремни. Покрепче".

Так или примерно так прозвучало бы приветствие командира борта "АВИАПАРК".

Сегодня я прошёл по нему 9 километров. Не верится? Переспросите у моего айфоновского приложения. И какое же у меня впечатление, спросите вы?

                                                                                 

НЕВЕРОЯТНО ОГРОМНЫЙ! ЧУДОВИЩНО БОЛЬШОЙ! ГРАНДИОЗНЫЙ ШЕСТИЭТАЖНЫЙ МОНСТР! "Зачем?" - спрашиваю я себя.

На первом и втором этажах всё более или менее стандартно, разве что меня порадовал весьма редкий букет из Zara, H&M и Uniqlo. Все вместе в одном торговом центре встречаются редко. Ещё реже можно обнаружить в ТЦ среднего ценового уровня MAX&Co и WEEKEND MaxMara. Если к двухэтажным Auchan и HOFF все уже привыкли, то двухэтажный OBI я вижу впервые. Конечно же, в этот момент я вспоминаю, что эдак лет 12 назад директор по развитию OBI Мартин Хубманн сказал мне: "Мы никогда не откроемся в России в 2 этажа, всё-таки Москва не Япония!" Мартин! Май фрэнд! Москва не Япония, конечно, у нас нет 12-этажных Uniqlo, как в Токио. Но никогда не говори "никогда"! Двухэтажный OBI всё-таки у нас открылся.

Я считаю, что Auchan поделил москвичей на тех, кто его любит, и тех, кто не ходит туда принципиально. Я из первых, поэтому, ребята из Auchan, пожалуйста, включите в ассортимент CD с фильмами, смотреть фильмы в online могут не все. А то в Марфино у вас несколько стеллажей с дисками, а здесь и вовсе небольшая корзина на распродажу. Отдел с книгами, где всегда было полно народу, заменили садово-огородной темой. И теперь там пустынно. Ведь подобный отдел на порядок лучше, а наш климат делает всю тему не просто сезонной, а всесезонной. Несерьёзно как-то. Да, и ещё! Пользуясь случаем, хочу спросить: куда пропало "Вологодское масло" 72,5%? Верните, пожалуйста, как было!

Так вот, вернёмся к нашим баранам. Не могу пройти мимо (во всех смыслах) авиапаркового столба в виде аквариума. В чём связь аквариума и темы самолётов - навскидку не вполне ясно. Возможно, это то самое море, в котором непременно пригодятся спасательные жилеты и свистки, чтобы отпугивать акул, о которых стюардессы сообщают перед каждым авиарейсом. Других ассоциативных цепочек у меня не возникло. Логичнее было бы подвесить самолёт или несколько, раз уж это авиапарк. И уж точно дешевле этот авиапарк содержать, чем такой аквариум. Было бы интересно узнать статистику, сколько людей сюда пришло ради просмотра аквариума? То есть помогла ли эта мокрая зона денежному потоку "АВИАПАРКа"? А так, большой аквариум. Вот смотрю на него и думаю: "Главное, чтоб не разлился или штатный аквалангист не утонул".

Меж тем на меня как на специалиста неизгладимое впечатление производит вовсе не аквариум, а третий и четвертый этажи. И вот почему. Ещё совсем недавно на третьем было пусто, и все эксперты упражнялись в остроумии, что, дескать, погорячились в "АВИАПАРКе" и здесь точно третий лишний. Отнюдь. Сейчас здесь чуть ли не лучшее в Москве собрание спортивных и молодёжных торговых марок, а в нагрузку к ним идут товары для дома "Леонардо" и магазин со странненьким названием "ОГОГО Обстановочка!", новые форматы развлечений и активного отдыха GAMES STADIUM, ARTPLAY MEDIA HALL, "СЕМЕЙНАЯ ИГРА ШОКОЛАДНАЯ ФАБРИКА", "АРЕНА-Пилотаж" и игровой центр "ЦЕЛЬ", а также "много-места-занимающий"доморощенный универмаг Trend Island. Судя по рассылке смс с предложениями 70% скидки, которые я получаю регулярно, дела идут не очень хорошо. Если кто-то не знает, то сообщаю: Trend Island - это бизнес собственника торгового центра, так же как и Tango dance studio на четвертом этаже. Предположим с некоторой долей вероятности, что это бизнес его жены.

На четвертый этаж взлетели супермаркеты бытовой техники Media Markt и "М.Видео" (эти редкие птицы раньше летали не выше второго), 17-зальный кинотеатр Kаро Sky 17, рестораны и большой набор детских товаров. Пожалуй, я не видел только двойного входа в Imaginarium и Hamleys. Здесь нашли место и любопытный проект Kidzania и даже "Клаустрофобия". Хотя, на мой вкус, квесты как раз и хороши тем, что для начала вход туда ещё нужно отыскать где-то в подвале старомосковского двора, между трансформаторной будкой и дворницкой. Прийти в грандиозный торговый центр в клаустрофобию... э-э-э. Нарушение жанра. Впрочем, если среди читателей есть не такие брезгливые фобиоманы, - напишите что-нибудь в комментариях!

В целом, однако, это похвальная тенденция: каталки, стрелялки и боулингмания уступили место познавательным и интеллектуальным забавам. Это не может не радовать меня как отца пятерых сыновей. А вот меня как хоккеиста в прошлом, который провёл на льду всё сознательное детство и юность, не радует размер катка в "АВИАПАРКе": королевство маловато, развернуться негде - мне два раза оттолкнуться.

Лучше бы аквариум поменьше, а каток побольше. Или роликовую дорожку. Даёшь выделенную полосу для шопоголиков-роллеров! И фишка, и не надо содержать резервацию для рыбок. Вот открылся сейчас торговый центр "ОКЕАНИЯ" - там тоже есть аквариум. С лифтом внутри. Это аттракцион, безусловно. Сам видел живую очередь, чтобы прокатиться в таком лифте. А здесь просто огромная колба с рыбами и аквалангистом. Может быть, соревнования какие-нибудь в нём проводить, синхронное подводное плавание на манер танцев в аэротрубе? Кстати, про аэротрубу, я полагаю, что уже не должны открываться в Москве торговые центры с рыбками. Вот если в "АВИАПАРКе" аэротруба была не на парковке, а вместо аквариума, это было бы куда логичней и занимательнее. На летающих человечков интереснее смотреть, чем на плавающих рыбок, а уж летать-то как весело! Сам пробовал. Однако аэротруба где-то на унылой парковке. Пойди-найди. Всё, закрыл тему.

Итак, раз уж вы соберётесь бродить по "АВИАПАРКу", советую добраться до четвертого этажа, до зоны питания. Особенно отличились "Шоколадница для детей и их РОДИТЕЛЕЙ", создав имитацию Летнего сада, а также зелёный и ужасный Monster Hill, двухэтажный IL ПАТИО, "Чайхана ШУРПА" и грузинский ресторан "ХМЕЛИ-СУНЕЛИ" с верандами.

Надо сказать, что кидаться камнями в косяки "АВИАПАРКа" нынче мне вовсе не хочется. Поскольку я понимаю, что департамент аренды управляющей компании провёл КОЛОССАЛЬНУЮ работу по привлечению арендаторов. Здесь есть все или почти все арендаторы: живые, еле живые или почти живые в наше сложное время. Кого уже закопали, те были откопаны, отмыты, вылизаны и посажены. Если кого-то из арендаторов здесь нет, то либо по принципиальному убеждению "не та посещаемость и не столько тратится денег, на всю ораву не хватит", либо из трусости, мол, не хотим умереть в этой братской могиле. Оставлю за скобками коммерческие условия: мы же не знаем, кто на фиксе (фиксированной ставке), а кто на проценте с товарооборота. Предполагаю, что последних здесь немало.

НО! Если бы "АВИАПАРК" всё же был трёхэтажным, и арендопригодная площадь была не 230 000 квадратных метров, а, скажем, 180 000, приходило столько же посетителей и тратило столько же денег, то обороты арендаторов были бы больше. И не было бы вакантных площадей, арендные ставки были бы выше, а с Trend Island не пришлось заморачиваться. И, наверное, вряд ли акционеры распродавали 50% своего гигантского парка, если бы на них не давила кредитная нагрузка.

Как и в реальной жизни, про архитектуру и дизайн в моем отчёте я говорю в конце. Aрхитектура и дизайн - остаточные: что осталось от всех других затрат. Поэтому все экономно, сухо, по-деловому, в духе времени. Никаких излишеств, кроме банки с рыбками, но я больше о ней не буду! Фасад, как водится, из стекла и сэндвич-панелей разных цветов. Внутреннее убранство всё сплошь белое, светло-серое, гладкое, неприметное глазу. Подвесного потолка как такого нет, трубы и прочая инженерия выкрашена белым. А симпатичные туалеты так и вовсе напоминают переодевалки в бассейне или на пляже: белый кафель на стенах и короткие, не до пола, деревянные необработанные дверцы-жалюзи. Не хватает шума волн или кого-нибудь в сланцах и с надувным кругом. Но здесь вообще-то собрались летать, это А-В-И-А-П-А-Р-К. А, видимо, глубоко в подсознании всем хотелось плавать с рыбками на море, а не заниматься этой дребеденью целый день, целый день в первопрестольной. Что ж, вполне понятное стремление. Вы согласны? Кому ж не хочется на море. А туда можно быстро попасть только на самолёте... Вот, наконец, и сложился пазл, почему в "АВИАПАРКе" из всех щелей пролезает морская тематика. Прав был дедушка Фрейд: ищите подавленные желания.

                                                                                                   

"АВИАПАРК" запомнился мне своим гигантским размером, несоответствием названия и лейтмотива, "подвигом панфиловцев" из департамента аренды в битве за урожай и смсками о 70% скидках.

Любите ли Вы торговые центры, как люблю их я?!

P.S. Было бы хорошо здесь вместо затрат на аквариум проложить транспортёры, как в аэропортах между терминалами, или пустить фуникулер. "Не всякий вас, как я, поймёт" (Пушкин, "Евгений Онегин", если кто не читал) и не каждый 9 км за раз пройдёт...

Рогулин Игорь и Катерина Семихатова

к разделу Субъективно

ГЕРОЙ СТАТЬИ

Будь в курсе

Подпишись на новостную рассылку «Коммерческая недвижимость день за днем»

Подписаться

Спасибо!

Вы подписаны на нашу рассылку

Вы подписаны на нашу рассылку