MAPIC-2016: школа ритейлера будущего

Вот уже более 20 лет выставка MAPIC остается безоговорочным лидером по количеству и качеству посетителей и экспонентов - более продуктивного инструмента для знакомства с ведущими представителями сферы ритейла и девелопмента торговых площадей еще не придумали. Более того, площадка остается своеобразной "школой инноваций", где можно изучить и "позаимствовать" у партнеров и конкурентов самые актуальные тренды в ритейле. И 2016 год не стал исключением.

Новое начало 

Особенно хорошо работает это правило для жадного до опыта западных коллег по цеху российского ритейла. Безусловно, говорить о полноценном выходе сферы торговой недвижимости из текущего кризиса еще рано, но в этом году на MAPIC особенно остро ощущается "голод" арендаторов по новым проектам и решениям. Вот уже несколько лет рынок не видит вывода по-настоящему крупных проектов и акцент все больше смещается в сторону менее масштабных, но более гибких и инновационных проектов. От новых объектов арендаторы в первую очередь ждут новых форматов взаимоотношений с оператором - полноценного сотрудничества, когда девелопер и управляющий проекта готовы продвигать бренд арендатора, а не просто обеспечивать ему площадку для работы.

В этом контексте на новый уровень выходит разговор об измерении и анализе покупательских предпочтений, на основе которого арендаторы получают возможность в режиме реального времени изменять мерчандайзинг-микс или делать конкретным покупателям индивидуальные предложения с учетом их личной покупательской истории и социодемографического портрета. MAPIC-2016 совершенно явно обозначил тренд на "продвинутую" сегментацию аудитории, когда все больше внимания уделяется не простым счетчикам покупателей, а их разделению по полу, возрасту, паттернам посещения различных магазинов в рамках одного торгового центра и даже истории поведения в социальных сетях. Таким образом, анализ покупательского поведения переходит из сферы почти пассивного наблюдения к полноценному анализу и активным оперативным действиям.

В ногу со временем

Вообще, ритейл становится сферой глубочайшего внедрения цифровых и интерактивных технологий. Так, представители MAPIC Asia привезли в этом году в Канны множество решений из сферы O2O (Online-To-Offline) ритейла. В условиях развития мобильных и интерактивных технологий, физическим точкам продаж приходится все активней задействовать цифровые каналы продвижения. И в данной сфере Китай, очевидно идет "впереди планеты всей" - там получение скидок и купонов на покупки в магазинах возможно даже через специальные игры для мобильных телефонов или тесты на интерактивных экранах в торговых центрах. Глобальный тренд на интеграцию онлайн-промоушена и офлайн-торговли лишь приходит в Россию, и мы надеемся стать пионерами в этом направлении.

Более дюжины представленных в этом году на MAPIC проектов были посвящены поп-ап форматам в ритейле. И если в России в этой сфере мы все еще не выходим за рамки создания на центральных площадках моллов небольших точек продаж специфических товаров, то в мире уже сейчас развивается отдельное направление брокериджа, связанное со сдачей в аренду площадок на короткий срок (от выходных до нескольких месяцев) под проведение сезонных и праздничных акций и фестивалей. Более того, в Европе поп-ап форматы перерастают в совершенно новое направление в ритейле - использование непредназначенных изначально для торговли площадей (пустырей под застройку, бывших промышленных зданий и др.) для создания временных магазинов. Существуют уже целые компании, которые занимаются разработкой инфраструктурных решений для такого формата. И спрос на него, безусловно, есть - ритейлеры получают возможность протестировать новую площадку и удостовериться в целесообразности создания на ней полноценного магазина, а арендодатели сдают нерентабельные или временно пустующие места в краткосрочную аренду по привлекательным для них ставкам.

Аппетит к инновациям

Интересные подвижки были представлены на MAPIC и в такой, казалось бы, устоявшейся сфере, как организация фудкортов и других точек общественного питания на торговых площадях. Помимо логичного перехода к более "строгому" формированию тенант-микса в этой сфере в зависимости от набора других ключевых арендаторов, можно отметить и устойчивый тренд на создание зон питания в торговых центрах как специальных комфортных площадок для общения и отдыха. Люди все больше времени проводят в торговых центрах, и грамотные зоны питания - залог эффективной работы любой ритейл-площадки.

Все эти и многие другие показанные в Каннах тренды и инструменты для повышения продаж доказывают, что ритейл-сфера перестает быть рынком арендатора - теперь музыку заказывают непосредственно девелоперы и операторы торговых центров, опирающиеся, в свою очередь, на глубокий анализ стремительно меняющихся покупательских предпочтений. Любой кризис - время для экспериментов, и выживут только самые способные и смелые «ученики», готовые меняться ежедневно.

Для ADG Group же MAPIC и проведенные там встречи стали очередным подтверждением актуальности решений, уже заложенных нами в проект преобразования 39 московских кинотеатров в районные смарт-центры. И уже на MAPIC-2017 мы рассчитываем доказать, что мы усвоили основные уроки от лидеров мирового ритейла 2016 года.

Григорий Печерский, управляющий партнер ADG Group

к разделу От первого лица

Будь в курсе

Подпишись на новостную рассылку «Коммерческая недвижимость день за днем»

Подписаться

Спасибо!

Вы подписаны на нашу рассылку

Вы подписаны на нашу рассылку