PRO COLUMBUS. Дворец дешевых отделочных материалов

7 февраля, г. Москва

- У нас, когда долго бежишь со всех ног, непременно попадёшь в другое место, - сказала Алиса.

- Какая медлительная страна! Ну, а здесь, знаешь ли, приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте, а чтобы попасть в другое место нужно бежать вдвое быстрее! – ответила Черная Королева.     

Я всегда поражался, насколько фраза из "Алисы в Зазеркалье" Льюиса Кэрролла отражает постсоветские реалии и особенно близкое и понятное мне развитие торговой недвижимости. Нужно бежать, чтобы успеть за эволюцией отрасли, чтобы не стать жертвой естественного отбора, и твой торговый центр не умер бы под натиском конкурентов.

Судите сами: в девяностых годах появлялись вещевые ярмарки, в начале нулевых реконструировали старые фабрики и строились торговые центры до 10 000 квадратных метров, в середине 2000-х площадь приближалась уже к 50 000 "квадратов", а в середине 2010-х и вовсе перевалила за 100 000.

Неравный брат

В 2007 году у станции метро "Пражская" открылся торговый центр "Пражский пассаж" площадью всего 35 000 квадратных метров. Цоколь и три этажа представляли стандартный по тем временам набор: супермаркет, галерея магазинов, кинотеатр, фуд-корт и развлекательный центр. В 2015 году на месте рынка строительных материалов "в непосредственной близости" от "Пражского пассажа" - то есть на человеческом языке "рядом" - открылся торгово-развлекательный центр COLUMBUS. "Пражский пассаж" был включен или, точнее сказать, подключен к периметру ТРЦ COLUMBUS через пуповину - галерею второго этажа. И теперь эти торговые площадки стали похожи на двух неравных братьев: старшего - карапета и младшего - переростка-акселерата.

Размер и прописка

COLUMBUS расположен на пересечении Варшавского шоссе, улицы Красного Маяка и Кировоградской. Он занимает земельный участок площадью 4,7 га. Его площадь 278 060 квадратных метров.

COLUMBUS ВОСЬМИУРОВНЕВЫЙ: два этажа подземной парковки, нулевой, первый, антресоль первого этажа, второй, третий и четвёртый этажи.

На нулевом этаже гипермаркет "О’КЕЙ", бытовая техника "М.Видео", отечественные производители одежды Modis, Funday, "ТВОЕ", спортивный Decathlon и всякая мелочь.
Мы привыкли, что в торговых центрах такого масштаба присутствует гипермаркет и, как правило, это Auchan. А тут "О’КЕЙ". Почему? Во-первых, площадь 8 500 квадратных метров не формат для Auchan. Во-вторых, целевые аудитории Auchan и торговой галереи разные. И, наконец, в-третьих, "О’КЕЙ" больше платит. Разница в арендной плате может составлять 1 500 – 2000 рублей за квадратный метр. А кто откажется от 17 миллионов рублей в год? Так что "О’КЕЙ" и, правда, неплохой выбор. Хотя "О’КЕЙ" сейчас не развивается и вообще продаётся, а среди потенциальных покупателей тот же Auchan и "Лента". Я – за "Ленту". Пользуясь случаем, передаю привет Максиму Щёголеву!

Архитектор создал ВПЕЧАТЛЯЮЩЕЕ пространство за счёт широких проходов и двухуровневого первого этажа. По сути, первый этаж представляет собой два в одном: сам первый и антресоль с практически такой же высотой потолка.

И всё бы хорошо, да только из 65 магазинов первого этажа второй уровень сделали менее четверти: Zara, H&M, Uniqlo, Koton Reserved, Benetton, Mango, Terranova, LC Waikiki, Lady&Gentleman City, "Снежная Королева" и затесавшийся сюда "ЦУМ-Дисконт". Остальные магазины обычно и не делают второй этаж, поэтому они разместили там свою вывеску, рекламу или оставили зияющую пустоту, видимо, на вырост!

Второй этаж в COLUMBUS - семейно-молодёжно-спортивный: KIABI, BHS, Bershka, Stradivarius, "Спортмастер", Adidas, Reebok и INTERSPORT.

На третьем этаже грамотно реализована идея добровольно-принудительного отъёма денежных знаков у граждан с детьми. Игровая площадка расположена между фуд-кортом и детскими магазинами. Казалось бы, неоспоримое удобство: сидишь на фуд-корте и наблюдаешь за ребёнком. Однако, если вы пришли с ребёнком до 8-10 лет на фуд-корт или в магазин детских товаров, то вы попали минимум на час детской парковки. И это в лучшем случае! Забрать ребёнка с такой площадки – настоящая проблема: только с помощью подкупа, шантажа и угроз! Родители понимают, о чём я…

Из детских магазинов есть "Детский мир", "Кораблик" и Mothercare. Неподалеку пустует большое помещение. Наверное, в ожидании Hemley’s.

Радует присутствие рукодельного "Леонардо" и книжного "Читай-город".

Четвертый этаж заполнен наполовину. Здесь только 14 залов кинотеатра "Киномакс" и четыре ресторана.

Не думай о дизайне свысока, наступит время сам поймешь

COLUMBUS - это дворец дешёвых отделочных материалов, построенный на руинах рынка строительных материалов. Однако, надо отдать должное, девелоперу и архитектору удалось добиться оригинальности, несмотря на жесткие бюджетные рамки. В такие места нужно ходить за вдохновением, когда есть потребность сделать за небольшие деньги ремонт, а хочется-то дизайна. Но мы-то знаем, что в этом случае смекалка - основной проводник красоты. Пример: колонны, неизбежность любого ТРЦ, а в COLUMBUS они превратились в световые короба. Немонотонный потолок, многоцветный пол из керамогранита и просвет над эскалатором в виде лепестка - все это выглядит довольно эффектно и создает впечатление более дорогое, чем, видимо, оно стоило в смете на материалы.

Сервис

Гардеробная в торговом центре, как кафе в театре, – вещь и приятная, и нужная. Даже если эта гардеробная размещена на нулевом этаже, под лестницей у туалета, как в ТРЦ COLUMBUS.

Все хорошо?

Вроде всё хорошо! Я полил достаточно мёда! А как же без дёгтя? Я нашёл его на парковке. Крутой спуск в подземную парковку в Москве встречается часто. И это не проблема. Но ОЧЕНЬ КРУТОЙ СПУСК в COLUMBUS означает ОЧЕНЬ КРУТОЙ ПОДЪЁМ. А вот это уже кошмар для водителя! Особенно для девушки и владельцев механической коробки передач! Пробка на выезд по выходным обеспечена!

И последнее. Это тоже связано с парковкой. В COLUMBUS она заявлена как 2 600 машиномест. НО! При арендопригодной площади 136 382 квадратных метров торговая площадь занимает около 70%, то есть 95 467 квадратов. Делим это число на сто метров торговли и умножаем на пять машин, положенных по нормативам, и получаем 4 773 машиномест! Вряд ли вокруг мы увидим недостающие 2 173! И как это её согласовали, ума не приложу?!!!

Впрочем, про такие ТРЦ, как наш герой, писать и сложно, и приятно одновременно, - практически нечего ругать, не над чем шутить и не к кому взывать. Уходит драматургическая составляющая, и получается фруктовый кефир. Хотя, по большому счету, таким и должен быть каждый торговый центр - просто полезным, симпатичным и просторным.

ТРЦ COLUMBUS запомнился мне большим пространством, качественным использованием дешёвых отделочных материалов, очень крутым подъёмом из подземной парковки и недостающими по нормативам машиноместами.


    
Любите ли Вы торговые центры, как люблю их я?

 Игорь Рогулин и Катерина Семихатова
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов рубрики "Субъективно"

к разделу Субъективно

ГЕРОЙ СТАТЬИ

Будь в курсе

Подпишись на новостную рассылку «Коммерческая недвижимость день за днем»

Подписаться

Спасибо!

Вы подписаны на нашу рассылку

Вы подписаны на нашу рассылку