Андрей Павлов: "Развитию ритейла мешают "серые" игроки на рынке"

28 марта

Российский обувной ритейл за последний год сильно изменился. Ряд крупнейших игроков были вынуждены уйти с рынка, а некоторые компании подверглись процедурам поглощения. О том, почему мировые сетевые гиганты потеряли свой "якорный" статус, и чем полезно укрупнение рынка обувной торговли в России, мы побеседовали с Андреем Павловым, президентом компании Zenden Group.

Как вы оцениваете активность сетевого обувного ритейла в России в минувшем году?

Активность сетевого обувного ритейла мы оцениваем через призму нескольких трендов. Первый их них уже озвучили девелоперы крупных торговых центров. Он заключается в том, что мировые гиганты потеряли свой "якорный" статус и более его не несут. Такие компании, как Inditex и их аналоги уже не являются драйверами посещения торговых комплексов. Для нас это очевидный плюс, так как мы считаем, что "якорем" ТЦ являются магазины, дающие хорошую выручку. При этом торговые центры видят, что крупные сети их просто эксплуатируют, не вкладываясь ни в маркетинг, ни в программы лояльности. Им не нужно биться за цену или ассортимент, их устраивает средний уровень торговли при высокой марже. Мы же работаем на оборот и поэтому привлекаем большое количество покупателей не только за счет огромной площади и расположения в ТЦ.

Насколько развит рынок собственных российских брендов обуви?

Обувной рынок в 2016 году сильно изменился, чему активно способствовали несколько ярко выраженных тенденций. Первой стало предбанкротное состояние крупных обувных сетей, в том числе "ЦентрОбуви" и Carlo Pazolini. Второй важной тенденцией стали заметные M&A-сделки в российских розничных сетях. Две из них совершил наш холдинг, приобретя компании Thomas Munz и Mascotte. Сразу после этого мы получили десятки аналогичных предложений с рынка, поняв при этом четкий сигнал о том, что подавляющее большинство обувных сетей сейчас живут за счет оптимизации налогов, "серых" зарплат и использования различных таможенных схем. В целом же, российский бизнес в этом сегменте и российские сети вполне могут быть конкурентоспособными.

Каков общий уровень конкуренции среди российских производителей и продавцов обуви?

Уровень достаточно высокий, притом, что основную часть конкуренции "белые" и честные компании испытывают со стороны недобросовестных субъектов бизнеса. Например, "Смешные цены" - известная сеть с откровенным контрафактом. Другой пример: наши конкуренты, открывшие уже более 100 магазинов, оформленных на 25 юридических лиц при трех учредителях. Налицо явные схемы оптимизации и другие виды экономических преступлений.

Планируете ли вы приобретать другие активы в своем секторе бизнеса, помимо уже названых?

За 2016 год мы приобрели не один обувной бренд, а два: Thomas Munz и Mascotte. Оба они очень известны как на рынке, так и среди потребителей. Тенденция на консолидацию рынка есть, и мы ей всячески ей способствуем, так как считаем, что сильную конкуренцию западным игрокам на российском рынке могут оказать только отечественные розничные сети. Наша стратегическая задача - гармонично соединить внутри холдинга сильные производственные мощности и разветвленную розничную сеть с присутствием в каждом городе России. В 2017 году мы планируем довести общее количество магазинов холдинга до 500. Франчайзинг мы активно развиваем по брендам Mascotte и Thomas Munz, а также Zenden Mini для городов с населением от 50 тыс. до 100 тыс. человек.

В чем заключаются отличительные особенности поведения российского покупателя обуви?

Здесь важнее упомянуть про то, как мы учитываем особенности запросов потребителей. Например, важно понимать отличительные климатические особенности различных регионов, а также внимательно изучать вкусовые предпочтения живущих там людей. Так, в Сочи молодые люди предпочитали яркие и стильные модели, в то время как в Новосибирске та же возрастная категория предпочла более консервативную обувь темных цветов. Где-то нужно больше летней обуви, где-то зимней. Понятно, что и финансовые возможности покупателей варьируются в зависимости от определенных регионов.

Каковы основные проблемы развития современной обувной индустрии в России?

Главных проблем несколько. Первая заключается в искусственном дроблении крупного бизнеса на мелкий с целью использования гарантированных ему льгот. Это явление губит реальный малый бизнес, порождает огромное теневое поле, скрывающее экономически активное население, неконтролируемые денежные потоки и ежегодную недоплату налогов бюджет более 1 трлн рублей. Вторая проблема - это нелегально ввезенная на территорию страны продукция легкой промышленности. Она хуже по качеству и ощутимо ниже в цене. Данное явление является примером недобросовестной конкуренции, которое в прямом смысле слова убивает российское производство. Ведь производитель, заплативший государству все существующие налоги, на рынке не в силах конкурировать с тем, кто этого не сделал. Например, сегмент мелкой торговли, точнее торговцев, которые выходят на рынок с контрафактной, низкосортной и дешевой продукцией, нанося тем самым урон и отечественным производителям, и торговым сетям. Этот сегмент малого бизнеса тоже попадает под льготы. Вот и получается, что поддерживание торговли контрафактом, фактически разрушает отечественную промышленность.

Как много фабрик выпускают продукцию для вашей компании?

Большая часть наших производственных активов сосредоточена в Китае. Там же и изготавливается большая часть продаваемого ассортимента. Отечественные товары в ассортименте занимают долю в 9,3%

Помимо наращивания выпуска основной продукции, думаете ли вы о начале выпуска новых для себя видов товаров?

Пока нет, для нас важно быть специалистами в одной области - производстве и продаже обуви.

Расскажите о вашей новой фабрике в Крыму.

Она находится в стадии строительства. В апреле 2016 года группа Zenden заложила первый камень в основание будущего производства. Завод мощностью 1 млн пар обуви в год гармонично вписался в рамки философии холдинга и открыл перед ним принципиально новые возможности по производству качественной обуви в соответствии с лучшими мировыми стандартами. Пока фабрика строится, проходит набор и обучение персонала, а производство работает на арендованных площадях. Как только будет завершено строительство первой очереди фабрики, оборудование переместится в новое здание. Проект не просто стал первым в истории России примером реализации на территории свободной экономической зоны обувного производственного кластера. Он также изменил ландшафт индустрии и надеюсь, дал сигнал остальным участникам рынка к модернизации своих производств.

Что вы думаете о том, что многие российские бизнесмены открыто или в скрытой форме все еще опасаются или не хотят работать на территории Крыма?

Мы не побоялись начать развитие проекта, потому что статус резидента и условия работы в свободной экономической зоны (СЭЗ) предоставили компании принципиально новые возможности для развития производства в России. Глобально инвестиционная привлекательность полуострова выросла за счет функционирования в нем СЭЗ. Закон о СЭЗ упрощает визовый режим, сокращает налог на прибыль и взносы в соцфонды, обнуляет в некоторых случаях таможенные пошлины для ее резидентов. Стоит отметить, что Крым был выбран для инвестирования по чисто экономическим соображениям.

Хотелось бы спросить о вашей инициативе по сокращению времени работы торговых центров.

Да, мы выступали с рядом необходимых законодательных инициатив. Потому что отсутствие в России законов, регламентирующих время работы крупных торговых центров в городах, является большой проблемой. В результате либо рано утром, либо поздно вечером трудоспособное население проводит тысячи низкоэффективных часов на своих рабочих местах в ожидании клиентов, не создавая для страны конечного продукта. При этом маленькие дети находятся в торговых центрах допоздна, пробки парализуют дороги, продавцы возвращаются домой к своим семьям глубокой ночью. Для изменения ситуации мы внесли на рассмотрение в профильные министерства проект закона, который предлагал унифицировать работу всей непродуктовой розницы. И если государство поддержит нашу инициативу, ситуация кардинально изменится в лучшую сторону. Также мы предложили законодательную инициативу ввести минимальную стоимость рабочего часа. Такая практика есть во всем мире. Когда предприниматель платит полностью все налоги с зарплаты, то он просто вынужден чаще задумываться об эффективности времени своего персонала.

Считаете ли вы, что сегодня существуют проблемы, мешающие росту и эволюции индустрии?

Как и любой честный бизнес, ритейл достаточно гибок. Это проявляется в его способности быстро приспосабливаться к меняющимся макроэкономическим условиям, чтобы быть эффективным, а также, чтобы успешно конкурировать с западными сетями. О факторах, мешающих его развитию, мы частично упомянули выше. Развитию ритейла и росту обувного бизнеса мешает присутствие на рынке большого количества серых игроков, давление со стороны иностранных гигантов, отсутствие регламентирующих часы работы торговых центров законов, а также слабая кассовая дисциплина в торговле.

Беседу вел Сергей Михайлов

к разделу Интервью

Будь в курсе

Подпишись на новостную рассылку «Коммерческая недвижимость день за днем»

Подписаться

Спасибо!

Вы подписаны на нашу рассылку

Вы подписаны на нашу рассылку