Гастромаркеты становятся лакомым кусочком для ТЦ?

15 июня, г. Москва

Гастромаркеты как формат в последнее время набирают популярность и отведенная им роль становится все заметнее. Специалисты не исключают того, что подобные арендаторы вполне могут стать новыми "якорями" современных ТЦ, генерируя дополнительный поток посетителей и повышая общую привлекательность объекта. Каковы перспективы гастромаркетов в торговой недвижимости обсудили наши эксперты.

Согласитесь с мнением, что гастромаркеты уже являются заметным трендом на рынке торговой недвижимости?

Марина Малахатько, директор отдела торговых помещений CBRE в Москве

Сегмент гастромаркетов набирает всё большую популярность у москвичей. Сегодня в России, и особенно в столице, под влиянием миллениалов развивается культура питания вне дома. В Москве это активно поддерживается на уровне города. В тёплое время года регулярно проходят фестивали уличной еды, что даёт толчок к развитию заведений формата casual dining.  А сочетание фермерского рынка и фуд-корта с интересными гастрономическими концепциями используется повсеместно.

Егор Остапенко, директор департамента торговой недвижимости компании Praedium

Рынок гастромаркетов для нас — пока достаточно новый сегмент, но уже можно считать его трендовым. Они открываются в различных ценовых категориях и стараются найти себе специализацию по странам или видам продуктов. Главное, что пока в сегменте почти нет конкуренции, поэтому у новых игроков есть шанс занять свою нишу.

Антон Белых, генеральный директор консалтинговой компании DNA Realty

Действительно, тренд на появление и развитие гастромаркетов сейчас налицо. Причем развиваются такие проекты как в крупном формате (Eataly, проекты Ginza Project), так и в локальном формате в торговых помещениях у метро. Если крупные гастромаркеты предпочитают открываться в торговых или деловых центрах и занимают площадь от 3 до 10 тыc. кв. м, то частные проекты арендуют небольшие помещения от 100 до 250 кв. м. Понятно, что такие проекты удовлетворяют потребность в качественных продуктах конкретных районов и не конкурируют с крупными гастромаркетами, зато составляют серьезную конкуренцию классическим несетевым магазинам у дома.

Эвелина Ишметова, директор по консалтингу и развитию инвестиционной компании Key Capital

Да, тренд стал заметен. Особенно в последние пару лет. Названия притом могут быть разные — фреш-маркеты, фреш-рынки, гастромаркеты и тому подобное.

Вадим Кашкин, руководитель департамента коммерческой недвижимости компании "НДВ-Недвижимость"

Развитие формата гастромаркетов является заметной тенденцией на рынке торговой недвижимости. Это достаточно молодое, но модное направление, которые подхватило тренд, связанный с желанием людей вести здоровой образ жизни и разнообразить свой ассортимент питания за счет новых и натуральных продуктов.

Чем этот формат привлекателен для бизнеса и для обычного потребителя?

Марина Малахатько

Привлекательность для бизнеса очевидна. Трафик такого гастрорынка в центре города в выходные дни превышает 12 тыс. человек в день. На Данилевском рынке, например, иногда бывает более 30 тыс. человек, 10 июня в этом году было более 35 тыс. человек. Средний чек, по нашей оценке составляет около 1,2 тыс. рублей, что даже ниже цен супермаркетов "Азбука Вкуса" со средним чеком 1,5 тыс. рублей.

Егор Остапенко

Поскольку формат представляет собой объединение ресторана и магазина, он выгоден потребителям возможностью сразу попробовать блюда из продуктов, которые они хотят купить, а для бизнеса он удобен более понятной логистикой: все продукты находятся в одном месте, здесь же располагается кухня и т. д. Для бизнеса формат гастромаркета это еще и шанс показать потребителю "товар лицом": суть в том, чтобы подавать блюда из тех же продуктов, которые доступны для розничной продажи, и доверие потребителя к бренду в таком случае выше.

Антон Белых

В первую очередь, крупные и мелкие гастромаркеты интересны тем, что, как правило, там торгуют сами поставщики и производители товаров, которые могут продавать продукты по более низкой цене, чем перекупщики. Кроме того, во всех гастромаркетах акцент делается на натуральную "фермерскую" продукцию, а объединение таких продавцов на конкретной площадке позволяет покупателю выбрать полный продуктовый набор в одном месте.

Эвелина Ишметова

Если держаться исходной концепции, то для обычного посетителя — это возможность попробовать свежую продукцию от производителя, купить, тут же приготовить, поболтать и просто провести время. Для производителей — представить свой товар напрямую, минуя посредников. Для собственников помещений — возможность новым нетривиальным способом заполнить пустующие пространства, создать новый аттракт для посетителей других частей объекта.

Вадим Кашкин

По сути, данные торговые точки рассчитаны на людей, которые ценят здоровой образ жизни и готовы тратить на это деньги. Сейчас подобные ценности находятся в тренде, однако нельзя сказать, что такая аудитория будет бесконечно расти. Нельзя забывать про соотношение между потребностями и финансовыми возможностями. Кроме того, гастромаркеты, как правило, работают в ценовом сегменте выше среднего, что уже само по себе отсекает часть аудитории.

Уровень конкуренции: гастромаркетам приходится бороться за место под солнцем или пока особого соперничества они не чувствуют?

Марина Малахатько

27 мая в Москве на Киевской площади открылся первый в России гастромаркет сети Eataly. В БЦ "Никольская Плаза" и на Рождественском бульваре также в скором времени откроются "ресторанные рынки". Так что конкуренция есть, но пока еще здоровая.

Егор Остапенко

Конкуренция в формате пока невысокая, однако уже стали появляться лидеры, к примеру, гастромаркет Eataly, занявший 7,5 тыс. кв. м. Если таких гигантов будет становиться больше, рынок быстро пресытится форматом. Если же гастромаркеты будут выбирать более компактные варианты размещения и оригинально подходить к выбору локации, то сегмент будет формироваться постепенно.

Антон Белых

По большим гастромаркетам о конкуренции говорить пока рано, так как Eataly только открыл один магазин, а Ginza — лишь собирается их открывать. Думаю, что пока при грамотной реализации этих проектов и правильном маркетинге и позиционировании места еще надолго хватит всем игрокам этого рынка. А вот небольшие гастромаркеты у метро уже оказались в сложном положении из-за очень высокой конкуренции. Так, в мае 17 года обанкротилась компания ООО "РиэлИнвест", которая управляла 13 гастрономами на площадях бывших отделений Сбербанка России, видимо, скоро такая же судьба ждет компанию ООО "Фудмаркет". При этом есть и успешные проекты.

Эвелина Ишметова

Конкуренции пока как таковой почти нет. В Москве и ближайшем Подмосковье около восьми объектов, может, наберется, в других крупных городах по одному, дай бог.

Вадим Кашкин

У подобного направления есть и конкуренция. Прежде всего, это магазины, которые предлагают натуральную и фермерскую продукцию. Эко-рынки, рынки выходного дня – это более доступный формат, подразумевающий качественную и полезную еду. Поэтому гастромаркетам важно конкурировать за счет своей уникальной концепции, рассчитанной на более взыскательный сегмент (что само по себе не предполагает массовости). В целом, есть ниша, и она сейчас осваивается.

к разделу Блиц-опрос

Будь в курсе

Подпишись на новостную рассылку «Коммерческая недвижимость день за днем»

Подписаться

Спасибо!

Вы подписаны на нашу рассылку

Вы подписаны на нашу рассылку