Михаил Гончаров: "Перспективных концепций как не было, так и нет"

Многие эксперты придерживаются мнения, что кризис дал импульс  к развитию системы общепита России, но основатель сети ресторанов "Теремок" Михаил Гончаров не из их числа. Каким ему видится сегодняшний рынок, удается ли русской fast-casual-кухне покорять Америку и своих "восточных" планах, предприниматель рассказал в интервью порталу "Арендатор.ру"

В кризис рынок общепита в некоторых сегментах не только не просел, но даже показал рост...

Ваш вопрос поставил меня в тупик. Я не слышал ни от одного ресторатора и не видел ни одной статистики, которые бы подтвердили рост рынка. Или это вопрос от арендодателей с намеком на повышение аренды? Мы теряем покупателей уже третий год подряд. По моим данным, это происходит и в других компаниях.

Опять-таки про кризис: он спровоцировал появление огромного количества заведений общепита. Почувствовали, что конкуренция усилилась?

Мы с вами как будто на разных планетах живем. Я понимаю так, что закрываются старые рестораны и на их месте открываются новые. Я заметил, что на фуд-кортах торговых центров в наличии одно−два пустых места и, если кто-то открывается на этих местах, то, как говорится "без слез не взглянешь". Интересных и перспективных концепций как не было, так и нет. Тут не нужно путать успешную прибыльную работу и старт бизнеса на инвестиционные деньги. В 2014−2016 годах появилась всего одна интересная сеть с инвестором, открывшая 15 точек. Зимой они решили новые точки не открывать в ТЦ, обороты упали и нет окупаемости. Как обычно они вошли с арендой по максимальным ставкам. Сейчас пришло отрезвление, инвестор понял, что денег нет. Была небольшая сеть из четырех точек, тоже за год закрыли все. А у тех, кто работает, падают обороты.

Иногда дают статистику роста, используя данные по работе McDonalds, Burger King и KFC. Они действительно открывают много новых точек в регионах. И "Бигмак" сейчас на 137 месте из 139 стран по дешевизне.

Недавно у вас запустился сервис по доставке еды: это эксперимент, или реакция на тренд, или просто необходимость в расширении функционала?

Это эксперимент как реакция на тренд. Если будет выгодно — будем расширять на всю сеть.

В прошлом году "Теремок" обновил свой фирменный стиль, в дальнейшем возможны подобные перемены?

Каждая компания раз в 10−15 лет должна обновлять свой фирменный стиль более или менее сильно. Мы еще не закончили нынешнее обновление, пока только треть ресторанов переделаны. Поэтому теоретически, конечно, в дальнейшем перемены будут, но очень нескоро.

"Теремок" из всех миллионников представлен только в Москве и Санкт-Петербурге, при этом сеть присутствует в городах поменьше: Краснодар, Сургут, Тюмень...

В Краснодаре мы тестировали свою концепцию. Сейчас работаем над проектом развития в городах-миллионниках. Будем привлекать партнеров для этого.

Из России и через океан: вы довольны результатами, которые показывают ваши американские рестораны?

Пока не очень довольны. Мы — новый и неизвестный бренд, так же было и в Москве, и в Санкт-Петербурге на старте. Пока мы были маленькими, годами покупатели обходили нас мимо.

На какие позиции у местной аудитории особый спрос?

Хиты продаж в Америке — блины с семгой, грибами и борщ. Отлично продаются квас и российские напитки.

Не думали выйти на азиатский рынок?

Думали. И выйдем. Но сначала надо понять, что происходит с рынком в России и как жить дальше.

Планируете заняться каким-нибудь новым проектом?

Сегодня я не рекомендовал бы запускать новый проект в ресторанной сфере. Третий год подряд посетители уходят с рынка, и пока остановки этого процесса не видно.

Нужно ли самому хорошо готовить, чтобы заниматься бизнесом в сфере общепита?

Если это авторский ресторан, то, наверное, да. Но гораздо важнее быть маркетологом и ценителем еды.

Беседу вел Дмитрий Бахтин

к разделу Интервью

Будь в курсе

Подпишись на новостную рассылку «Коммерческая недвижимость день за днем»

Подписаться

Спасибо!

Вы подписаны на нашу рассылку

Вы подписаны на нашу рассылку