imagespecial

PRO "Хорошо!" Что такое "Хорошо" и почему там плохо?

Честно говоря, я трижды побывал в ТРЦ "Хорошо!", чтобы понять ответ на вопрос: "Зачем?!" Зачем нужно было строить здесь торговый центр площадью 114 000 квадратных метров? И зачем нужно было тратить на это 16,5 миллиарда рублей?

Впрочем, один ответ готов. В последнее время уровень торговых центров стал значительно выше, чем прежде, когда мы только начинали писать эти обзоры. Но с другой стороны, тогда было гораздо больше повода для шуток. Сейчас надо прилагать большие усилия, чтобы засмеяться и рассмешить. Да и не хочется вышучивать хорошие проекты и вещи так, ради красного словца. Мы — не такие! А вот посмеяться над проектом под названием "Хорошо!", у которого "все плохо" — одно удовольствие.

Что такое "Хорошо"?

1. Месторасположение: Хорошевское шоссе, дом 27. Рядом станция метро "Полежаевская". Ведётся строительство станции Московского центрального кольца (МЦК) "Хорошево".



2. Архитектура. Немногие торговые центры могут похвастаться оригинальной и запоминающейся архитектурой, разве что "Цветной", вторая очередь "Метрополиса" или "Кунцево-Плаза". У "Хорошо!" с этим хорошо. Фасад сделан из вертикальных поверхностей из стекла и алюминия наподобие грандиозных жалюзи. Прием не новый, но беспроигрышный: позволяет зданию оставаться интересным с разных ракурсов. Также притягивают взгляды рекламные поверхности, на которых непрерывно что-то мелькает.

Надо признаться, что сие сооружение украсило унылый городской пейзаж второго выхода из метро "Полежаевская", который мало чем отличался от вокзальной площади провинциального городишки, разве что высотой домов или классом проносящихся по дорогам машин. И уж точно новое сооружение лучше прежней автобазы. Хорошо стало и людям, живущим с видом на убогую автобазу, и, возможно, стоимость их жилья повысилась за счет улучшенных видовых характеристик.



3. Дизайн. Общее впечатление наглядно передаёт диалог молодой пары на эскалаторе с третьего этажа на четвёртый. У девушки буквально загорелись глаза, и она сказала: "Красиво!" Парень огляделся и резюмировал: "Нормально". Дизайн и красота — вообще понятия относительные. Так и у нас с Катериной разделились взгляды. Только я сказал: "Красиво!", а она огляделась и, поджав губы, сказала: "Нормально". Внутренний интерьер "Хорошо!" смотрится цельно и современно. На мой вкус, пол смотрится холодно: на втором и третьем этажах просто светло-серого цвета, на первом — с тёмно-серыми элементами, на четвёртом он светло-тёмно-серый с бежевым. Есть островки из ковролина, что довольно нехарактерно для торгового центра. Но здесь их затопчут нескоро, так что можно не волноваться. Запоминается крыша с треугольными ячейками, занимающая всё пространство над четвёртым этажом. Главное, чтобы она не потрескалась, как в "Афимолл Сити".

4. Парковка. Двухэтажная подземная нарядная парковка на 800 машиномест с удобной навигацией и пока совершенно бесплатная. Какое-то время можно ей пользоваться как перехватывающей парковкой у метро.

5. "Перекресток". Супермаркет находится на минус первом этаже, аккуратный, с неплохим ассортиментом, в целом вполне приличный магазин. Не Globus, не Auchan и не "Лента", конечно, но всё-таки.

6. H&M. Двухэтажный магазин практически в одиночку тянет лямку модного одежного "якоря". Здесь двухэтажный "Л'Этуаль", ранее не встречавшийся в природе.

7. "М.Видео" и "Детский мир". "Дежурные" магазины, соответственно, бытовой техники, электроники и детских товаров. Все являются "якорями" третьего этажа. Есть ещё Hoff, но в маленьком формате он не так хорош, как обычно.

8. "Формула кино". Кинотеатр расположен под самой крышей на четвёртом этаже. В нем восемь залов, включая IMAX.

9. Общепит состоит из фуд-корта со стандартным набором операторов: McDonalds, Burger King, KFC, "Теремок", "Крошка-картошка", кафе и ресторанов, которые не часто встречаются в торговых центрах: "Кофемания" и "Руккола" при входе на первом этаже, кафе "АндерСон" на третьем, чешский ресторан "Мельница" и паназиатская кухня "Шикари" с итальянской Il Patio в придачу на четвёртом, а также семейное кафе с развлекательной зоной под названием Kidzrock cafe.



Почему там плохо?

1. Месторасположение: это левая сторона из центра или так называемая "утренняя". Чтобы заехать из центра на парковку, нужно развернуться по стрелке светофора на Хорошевском шоссе. Не очень удобно, да и легко проскочить.

2. Метро. Проблема не в том, что оно есть, обычно это большая удача. Проблема в том, что закрыт выход из последнего вагона из центра, который является ближайшим к "Хорошо!" И выходя из первого вагона, вы оставляете торговый центр сзади, а до него идти пять минут. Казалось бы. совсем немного, но нужно пройти мимо стройки. Согласитесь, не самое привлекательное место...



3. Конкуренция. ГЛАВНАЯ причина всех бед "Хорошо!" состоит в том, что в трех километрах находится ТРЦ "Авиапарк". ОН ОГРОМНЫЙ!!! ТАМ ЕСТЬ ВСЕ ИЛИ ПОЧТИ ВСЕ МАГАЗИНЫ!!! 390 000 квадратных метров общей и 230 000 арендопригодной. Зона охвата "Авиапарка" намного больше, и она с лихвой покрывает "Хорошо!" и окрестности.

4. Покупатели. Торговый центр открылся в сентябре 2016 года. На сегодняшний день посещаемость составляет 18 000 - 20 000 человек в день. Это не катастрофа, но немного для 53 000 квадратных метров арендопригодной площади.

5. Арендаторы. ОЧЕНЬ МНОГО пустых магазинов. Кроме H&M, модную историю тут рассказывают Bershka, Pull&Bear, Terranova, Mango, Gloria Jeans, Colin's, Modis и "Твое". ЭТО ОЧЕНЬ МАЛО! Здесь нет основных магазинов группы Inditex - Zara и Massimo Dutti. А витрины свободных магазинов заклеены постерами из фотобанка на темы "Счастливые люди", "Счастливая семья" и "Путешествия".



В ТЦ не без... изюминки

Какая-то совершенно непонятная и, очевидно, дорогая конструкция в одном из атриумов "набрасывается" исподтишка и застает врасплох зазевавшегося покупателя. Что это? Разлапистое, иссиня-черное на залитом светом белом фоне? Проросшая из преисподни псевдо-Эйфелева башня?

На первом этаже ЭТО было похоже на ОГРОМНЫЙ микроскоп! А Катерина считает, что ЭТО — перископ подводной лодки капитана Немо! И только на втором этаже я понимаю, что ЭТО — ЧАСЫ! ЖАЛЬ!



Вот как же иногда хорошо не знать лично творца, который спроектировал это чудо. Ведь художника каждый обидеть может. То ли дело, идешь по торговому центру и видишь эту безымянную черную дурь. Но нет ничего невозможного для человека с интеллектом. Додумывать смыслы — это не просто развлечение, это игра ума, на которой зиждется вся художественная, музыкальная и прочая критика. Смотришь так, этак, привыкаешь. И вот в какой-то момент начинаешь влюбляться в собственную интерпретацию того, на что смотришь. Думаю, что не обошлось без такого коллективного гипноза и в момент согласования этого проекта.

ОЧЕНЬ ЖАЛЬ, что ни РСТЦ, ни CRE не дают "Золотую малину" за худшее оформление атриума торгового центра! Тут 100-процентный кандидат! Второй атриум просто пустой... Весь бюджет и моральные силы, видать, пожрал проклятый долгоносик из первого атриума.

Что делать?

Вечный вопрос русской интеллигенции.

Вся эта безрадостная ситуация под названием "Хорошо!" вызывает глубокое сочувствие к акционерам. ОНИ ПОТРАТИЛИ ОГРОМНЫЕ ДЕНЬГИ!

Нужен план действий. План А: закрыть "Авиапарк".

При невыполнении плана А, нужен план Б. Нужны покупатели и арендаторы. А кого же из них звать сначала?

Когда девелопер строится, то брокеры, свои и приглашённые консалтинговые звёзды, поют арендаторам соловьём: здесь будет чудо-торговый центр, красивый и современный, новые технологии и всё-все-все такое. Народ будет валом валить по 40 000 человек в день, а то и по 50 000, и вы заработаете кучу денег, выйдете на заслуженный отдых и проведете остаток жизни на Багамах. Ну или на Гаити, это как вам больше нравится.

А что делать, когда торговый центр открылся, а покупатели не приходят? Нужно привлекать покупателей. Проводить рекламные кампании: традиционно "наружка" в зоне охвата (некоторые живут и без неё) и интернет — баннеры и контексты, продвижение сайта в соцсетях. Нужны мероприятия внутри торгового центра для удержания посетителей. Каждую минуту тратится условный рубль! А лучше два! Представим ситуацию: приходят люди, а покупать нечего. Непорядок. Нужны новые магазины. Какие? Zara, например. Какой новый торговый центр открывается без нее? Zara — модная и дешевая. СТОП! Она была модная и дешевая! Она по-прежнему модная, но теперь совсем не дешевая. Заметили? Zara  хочет получить от девелопера отделку своего магазина бесплатно. А это 800 евро на квадратный метр! Времена околокризисные, народ деньги считает, а значит, ценовой уровень арендатора должен быть низкий, а торговые марки не так часто встречающиеся.

Поэтому все возможности по увеличению покупательского потока связаны с интернетом и с работой по привлечению арендаторов. В четвёртом квартале 2017 года, если верить паспорту объекта, должна закончиться реконструкция выхода из последнего вагона из центра станции метро "Полежаевская" и начаться аналогичная стройка на выходе из первого вагона. И ЭТОТ ШАНС УПУСТИТЬ НЕЛЬЗЯ! К этому моменту нужно открыть еще одного "якорного" двухэтажного одежника, типа Uniqlo и несколько магазинов отечественных дизайнеров. Это приведет к увеличению заполняемости первого и второго этажей.



Сложнее будет с третьим этажом, потому что ассортиментное предложение спортивных и детских товаров в ТРЦ "Авиапарк" просто отличное. Магазины категории "Спорт" и "Дети" вряд ли пойдут в "Хорошо!". Уж слишком близко! Здесь нужна другая идея! Нет, я не собираюсь затащить сюда Ikea на третий этаж, это нереально. Хотя было бы неплохо. Возможно, это могут быть магазины товаров для дома и новые развлечения. Конечно, с окупаемостью будут проблемы, но это хотя бы что-то, чтобы не обрыдаться и не сойти с ума от безвременной утраты денег.

ТРЦ "Хорошо!" запомнился мне оригинальной архитектурой, красивым дизайном, ячеистой крышей, черной каракатицей в атриуме и отсутствием арендаторов.

Любите ли Вы торговые центры, как люблю их я?

P. S. А теперь небольшой стишок:

Если видишь ты в торговом центре замечательный фасад,

Я признаться буду сильно и невероятно рад.

Если ты дизайн отметишь, а не непонятно что,

То скажу тебе, приятель, это очень ХОРОШО!

Если магазинов мало здесь открылось по сей день,

То искать причины надо не в торговом центре, нет.

Ты на карту глянь получше, конкуренты — просто жуть,

Если есть большой и близко, ты про деньги позабудь.

Игорь Рогулин и Катерина Семихатова
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов рубрики "Субъективно"

к разделу Субъективно

ГЕРОЙ СТАТЬИ

Будь в курсе

Подпишись на новостную рассылку «Коммерческая недвижимость день за днем»

Подписаться

Спасибо!

Вы подписаны на нашу рассылку

Вы подписаны на нашу рассылку