Быть или не быть. Справляются ли книжные магазины с интернет-вызовом?

Перспективы "физических" книжных магазинов уже давно вызывают сомнения у специалистов, особенно с учетом сверхстремительного развития e-commercе. Однако владельцы подобного бизнеса не спешат отказываться от него в пользу цифры. Более того, крупные игроки действуют вопреки ожиданиям рынка: так, например, АО "Национальная книжная сеть" намерена существенно расширить свою сеть, а "Альфа-банк" под эти цели открыл для оператора кредитную линию в размере 500 млн рублей. Будет жить или выживать офлайновая торговля литературой, мы решили обсудить с экспертами.

 

Есть ли необходимость владельцам книжного бизнеса увеличивать количество магазинов "на земле", учитывая, что продажи активно уходят в онлайн?

Александр Морозов, директор департамента консалтинга, исследований и оценки S.A. Ricci

Сейчас практически у каждого книжного магазина есть сайт, через который можно приобрести книги, причем у таких магазинов, как "Библио-Глобус", "Читай-город" и "Москва", доля онлайн-продаж составляет около половины всего оборота. Велика аудитория и, собственно, книжных интернет-магазинов: у "ЛитРес" она около 5 млн человек, на сайт "Лабиринта" заходят более 120 тыс. раз в месяц. Поэтому расширять сеть книжных магазинов в традиционном формате невыгодно, формат будет меняться, больше ресурсов будет тратиться на развитие интернет-магазинов.

Михаил Иванцов, генеральный директор федеральной сети книжных магазинов "Читай-город"

Обратите внимание на мировой опыт. Одни компании сокращаются, другие расширяются. Amazon недавно купил сеть супермаркетов Whole Foods. Зачем это нужно было крупнейшему интернет-ритейлеру? Другой пример: в США на 30% неожиданно выросло количество независимых книжных магазинов. Это определенный сигнал для нас. GfK провела исследование рынка онлайн-ритейла в Германии и сделала прогноз по его развитию на ближайшее десятилетие. Как ожидается, темпы роста онлайн-ритейла значительно снизятся к 2020 году и войдут в норму. Это значит, что всего лишь через несколько лет онлайн-ритейл перестанет быть ключевым драйвером роста розничной торговли. К этому времени на развитых рынках онлайн- и офлайн-сегменты достигнут определенного равновесия. Конечно, и сама пропорция, и сроки для каждой страны и продуктового сегмента будут своими. Со своей стороны, мы видим значительный потенциал расширения розничной сети, во всяком случае — в ближайшие годы. Разумеется, в концепции omni-channel. Этот подход позволяет соответствовать нуждам современного потребителя. Люди покупают и читают книги в разных вариантах и форматах.

Ольга Королевская, консультант отдела торговых помещений CBRE в Москве

Конечно, расширение сети книжных офлайн-магазинов необходимо, несмотря на растущую с каждым годом долю продаж онлайн-магазинов. У офлайн-магазинов достаточно много преимуществ, и если посмотреть внимательно, то на долю онлайн-продаж в настоящий момент приходятся в среднем 10−15% от всего объема реализуемого товара. В настоящее время офлайн-магазин — особое пространство, в котором часто проводятся мероприятия для привлечения клиентов, а именно встречи читателей с авторами книг, режиссерами и другими интересными личностями. Также можно отметить, что продажи онлайн растут исключительно в Москве и городах-миллионниках, но в ряде региональных городов офлайн-магазины будут востребованы еще на протяжении долгого времени.

Юрий Тараненко, руководитель управления развития коммерческой недвижимости ГК "Инград"

Если говорить о привычном формате книжного магазина, то он себя уже изжил. Сегодня, действительно, наиболее востребован мультиформатный магазин с большой развлекательной составляющей. В случае расширения магазинов в концепции "Буквоеда" и "Республики" можно предположить увеличение числа не только товарных единиц на конкретную торговую точку, но и создание внутри точки общепита или лектория.

Алексей Загуменнов, управляющий группой компаний "Авира"

Современные тенденции рынка торговой недвижимости таковы, что руководителю бизнеса просто нельзя смотреть назад или даже оставаться на месте. Социологи заявляют, что к 2020 году торговые центры заменят собой курорты и приютят клубы и лектории. Чем больше разноплановых услуг будет предоставлять торговая точка, тем дольше она проживет. Таким образом, расширять книжный магазин можно только в том случае, если под расширением подразумеваются добавочные услуги: кофе с собой, публичные лекции, книжный клуб-ресторан и так далее.

 

Долго ли еще будет актуален формат традиционного книжного офлайн-магазина?

Александр Морозов

Подобного рода дискуссии напоминают монолог из фильма "Москва слезам не верит": "Через 20 лет ничего не будет: ни театра, ни кино, останется одно телевидение". Прогноз, к счастью, не оправдался: театральные залы заполнены, кино осталось, и книгам пока тоже смерть не грозит. Формат книжного офлайн-магазина будет актуален всегда. Конечно, он должен меняться, отвечать запросам и потребностям покупателя. Например, книжный магазин Zhongshuge в Ханчджоу площадью 1 тыс. кв. м уникален благодаря интересным дизайнерским решениям: доминантой является огромный читальный зал, в коридоре в стены встроены книжные полки, а зеркальные потолки помогают полностью погрузиться в атмосферу чтения. Есть и детская зона, книжные полки в которой оформлены в виде аттракционов, в том числе пиратского корабля, чтобы привлечь внимание маленьких читателей.

Михаил Иванцов

Разумеется, мы подстраиваемся под новую реальность. Офлайн становится более эмоциональным, это общий тренд и общее понимание. Мы давно рассматриваем наши магазины как часть "гуманной городской среды", как место, куда людям хочется приходить, где им комфортно. Мы культивируем направление lifestyle, поддерживаем ценности, важные для нашей аудитории — интеллектуальной, стремящейся к самовыражению.

Ольга Королевская

Представители "Республики" и "Читай-города" идут в ногу со временем и понимают тенденции рынка спроса потребителей, в связи с чем уходят в Москве от традиционного формата. Как пример, конкуренция в Америке и Европе среди книжных ритейлеров намного выше, чем в России, а переформатирование в "книжный досуговый центр" с размещением кофеен, детских комнат, организацией пространства для проведения мероприятий и представлений позволяет создать атмосферу, в которой хочется не только покупать, но и проводить как можно больше времени, что позволяет "отстроиться" от конкурентов. Традиционный формат книжного офлайн-магазина, как я уже говорила ранее, в регионах нашей страны будет еще долго популярен.

Юрий Тараненко

Сами по себе книги вряд ли будут актуальны для нового поколения. Расцвет этой отрасли пришелся на 90-е годы, когда крупные издательства выпускали многотысячные тиражи. Сегодня вряд ли этот бизнес можно назвать высокодоходным, учитывая, что основные векторы книгоиздательства сместились в сторону детской и образовательной литературы. Классические книжные магазины отойдут на второй план в перспективе двух-трех лет, а им на смену придут концептуально новые проекты с большой долей развлекательной составляющей.

Алексей Загуменнов

Совсем недолго. Сейчас переформатируются практически все коммерческие пространства. В этом направлении уже активно работают, например, те же кофейни. Примечательно, что онлайн-магазин в этом отношении может проигрывать магазину реальному. Вспомним компанию "Полароид", которая после банкротства 2008 года уверенно движется вверх, в век цифровых технологий предлагая аудитории то, что можно потрогать руками. То же самое обстоит и с книгами. Каждый может заказать книжку в интернете. Но книжка с автографом автора после теплой встречи да под хороший кофе — бесценна.

 

Какова будет пропорция между книжными офлайн- и интернет-магазинами в перспективе ближайших двух−трех лет?

Александр Морозов

Книжные онлайн-магазины будут набирать популярность и наращивать обороты. Основная причина — книги и другие товары в интернете дешевле. Сегодня на фоне инфляции и затяжного кризиса это важно. Читающие люди не перестанут читать, однако будут стараться экономить. Чтобы выдерживать конкуренцию, офлайн-магазинам придется меняться: расширять ассортимент за счет аксессуаров и подарков (пример — отдел подарков в книжном магазине "Москва", открытый несколько лет назад, работает очень успешно), работать над созданием атмосферы, предложением новых услуг для покупателей, создавать пространство для общения. Конечно, при существующих ставках аренды это непросто, но без изменений офлайн-магазины не смогут выжить.

Михаил Иванцов

Повторюсь, к 2020 году темпы роста онлайн-ритейла снизятся, и на развитых рынках онлайн- и офлайн-сегменты достигнут определенного равновесия.

Ольга Королевская

Большая часть действующих офлайн-магазинов запустила онлайн-торговлю своего ассортимента около десяти лет назад, но, как мы видим, в настоящий момент она занимает совсем незначительную долю рынка. Ввиду данного факта, а также учитывая динамику развития в сторону "магазина-клуба", полагаю, что в перспективе ближайших двух−трех лет пропорция останется практически неизменной.

Юрий Тараненко

Можно поднять вопрос в более глобальном ключе: сам по себе бумажный формат книги постепенно перейдет в разряд дорогих подарков, когда книги будут считать больше коллекционной и интерьерной составляющей. Развитие технологий позволяют сегодня получить любую литературу бесплатно или за сравнительно небольшие деньги и хранить ее в электронном виде, не расходуя место в собственном доме. Поэтому можно предположить, что через два−три года число онлайн-продаж как бумажных, так и электронных изданий станет превалирующим на рынке.

Алексей Загуменнов

Мне кажется, в ближайшие три года само понятие традиционного книжного магазина перестанет существовать. Ведь "традиционный" здесь будет означать "устаревший" и "никому не интересный".

к разделу Блиц-опрос

Будь в курсе

Подпишись на новостную рассылку «Коммерческая недвижимость день за днем»

Подписаться

Спасибо!

Вы подписаны на нашу рассылку

Вы подписаны на нашу рассылку