Москва берется за иностранные словари

Москва всегда находилась в зоне повышенного туристического интереса, как со стороны граждан России, так и иностранцев. Однако в 2018 году городу и его обновленной инфраструктуре предстоит выдержать настоящую проверку на прочность. ЧМ-2018 покажет то, насколько эффективной на практике оказалась широко рекламируемая политика обновления и реконструкции Москвы. Причем экзаменовать город в этом вопросе будут не только граждане РФ.

 

Наскучивавшая политика

За последние два года страсти по санкциям и турбулентностям курса рубля относительно иностранных валют несколько улеглись. Многие иностранные граждане, а значит, и потенциальные туристы привыкли к сложившейся ситуации и стали воспринимать ее как данность. В этом факте нет ничего удивительного. Ведь примерно также ведут себя и наши соотечественники, чередуя периоды активности выездного туризма в определенные страны мира в зависимости от информационной повестки дня.

На этом фоне наблюдается все возрастающий интерес к РФ со стороны путешественников из разных стран мира. На острие этого интереса традиционно находится Москва. Однако еще несколько лет назад репутация города, как гостеприимного для иностранцев места, была довольно сомнительной.

Основными проблемами инфраструктуры столицы назывались неоправданно высокие цены на проживание, неприспособленная для граждан других стран инфраструктура, отсутствие интуитивно понятной навигации. Многие туристы активно жаловались, что в центре европейского города, в подземных переходах и метро практически отсутствуют указатели на английском языке. Были и существенные претензии к готовности работы с иностранцами системы общественного подземного и наземного транспорта.

Однако после этого город прошел через масштабную и комплексную реструктуризацию всех этих элементов инфраструктуры. Москвичи уже продолжительное время ежедневно тестируют результаты этих реформ, находя в них как положительные, так и отрицательные стороны. Но полноценное испытание штурмом иноязычных туристических колонн обновленной столице России предстоит лишь следующим летом.

 

Денежный поток

С каждым годом доходы столицы от туризма только увеличиваются. Причем активно тратят деньги в Москве как праздные путешественники, так и представители бизнес-кругов.  Так, по данным официального сайта мэра Москвы, расходы событийных туристов в городе составляют примерно 6,3−6,7 тыс. рублей в день. Путешественники, приезжающие в Москву с деловыми целями, тратят около 5,9−6,3 тыс. рублей, а с культурно-познавательными — 5,4−5,8 тыс. рублей. Расходы шопинг-туристов держатся на уровне в 9,5−10 тыс. рублей в сутки. При этом еще в 2012 году доля туристского потребления в валовом региональном продукте столицы достигала только около 1%. В 2016 году этот показатель вырос до 4% и составил 457 млрд рублей.

Сегодня Москва много сделала для повышения информированности иностранных туристов. Объявления в метро теперь озвучиваются на английском языке, а основные названия переведены на латиницу. Приглашают на работу на транспорт также специалистов со знанием иностранных языков. Кроме того, все спортивные объекты и гостиницы, которые должны обслуживать гостей ЧМ, должны были получить международные паспорта безопасности. Многие из них сделали это еще летом 2017 года, до старта Кубка конфедераций.

Марина Смирнова, руководитель отдела гостиничного бизнеса и туризма Cushman & Wakefield, считает, что сегодня Москва достаточно комфортна для "людей из Европы". "Если десять лет назад средний номер в качественной гостинице Москвы стоил 369 долларов в сутки, то сейчас — 111 долларов, а эконом-отели обходятся примерно в 55 долларов за одну ночь. В целом, обычные зарубежные туристы, как и наши соотечественники, довольно чувствительны к ценам на проживание. Они готовы платить за гостиницу в сутки не более 50−100 долларов. Сейчас Москва предоставляет им такую возможность. При этом появились новые экономичные отели с хорошим местоположением, укладывающиеся в эту сумму. Для иностранных туристов из Европы проблема — язык, а также негативный имидж Москвы и России в целом за рубежом. Это, так же как и визы, является основным препятствием для "открытия" Москвы", — отметила Смирнова.

По словам заместителя руководителя подразделения индустрии гостеприимства отдела стратегического консалтинга CBRE Татьяны Беловой, за последние несколько лет город стал гораздо доступнее и понятнее для иностранных туристов. "Власти уделяют большое внимание благоустройству городской среды, развитию транспортной инфраструктуры, навигации и прочему. Для гостиничной инфраструктуры, учитывая объем номерного фонда, управляемого международными гостиничными операторами, прием иностранных гостей никогда не был проблемой. В настоящее время город очень комфортен для поездок, ослабление курса рубля позволило иностранным гостям выбирать средства размещения более высокого уровня в пределах своего бюджета", — заключила Белова.

При этом стоит отметить, что долгие годы основную часть прибывающих в Москву иностранцев составляли бизнес-туристы, а остальные категории были в явном меньшинстве. Именно деловые поездки, в том числе на конференции, в 2011-2014 годах составляли 50−54% от совокупного объема поездок. Сегодня их объем сократился примерно до 40%.  Данная тенденция, как уже отмечалось ранее, спровоцировала характерные изменения в структуре гостиничного предложения. Так, работающие на рынке отели международных сетей ранее функционировали в верхнем сегменте рынка. 

В Европе обычные туристы, как правило, любят снимать номера в бюджетных хостелах и мини-гостиницах. И те и другие средства размещения, которые хоть как-то пригодны для проживания иностранцев, все еще представлены в меньшинстве и находятся на довольно далеком расстоянии от центра. Однако хотя сегодня городу все еще недостает качественного и недорогого гостиничного фонда, ситуация выглядит куда менее напряженной.

 

Зарплата в валюте

В то же время за минувшие несколько лет довольно заметно изменилась и интернациональная структура въездного туризма в крупнейшие города России. Настоящий "бум" путешествий в нашу страну сейчас наблюдается у граждан Китая. Каждый год турпоток из этой страны в РФ увеличивается. Так, доля китайских туристов за 2014−2016 годы выросла на 40%, а в сравнении с 2012 годом — увеличилась почти в два раза. За три квартала 2017 года столицу РФ посетили полмиллиона жителей Поднебесной. При этом к осени 2017 года 15% всех бронирований номеров в отелях Москвы на период ЧМ сделали именно граждане Китая.  Все это приводит к тому, что бизнес вынужден активно адаптироваться к сложившейся ситуации. Учитывая возросшее количество туристов из КНР, многие средства размещения в Москве и Санкт-Петербурге получили сертификат China Friendly.  Также сегодня магазины, точки общепита и торговые центры, работающие в центре города, частично или полностью дублируют свою рекламную информацию на китайском языке.

Как нетрудно догадаться, китайцы и туристы из других стран активно тратят деньги во время своих поездок в РФ, чему немало способствует более чем комфортный обменный курс рубля. Как показывала практика, ранее шопинг для иноязычных путешественников часто становился проблемой. Прибывающие в город туристы посещают центр Москвы, и местами шопинга для них являются основные ТЦ в локации: ЦУМ, ГУМ, "Охотный ряд", "Европейский", "Атриум" и другие объекты, а также постоянно развивающиеся торговые улицы — Старый и Новый Арбат, Тверская, Петровка. Состав представленных в торговых коридорах брендов во многом схож с Европой. Это и популярные бренды масс-маркета: Zara, H & M, Mango, и такие спортивные марки, как Nike, Adidas, Puma и прочие. Этот же тренд прослеживается и в сегменте люксовых товаров. Конечно, сейчас Москва еще не сравнима с Миланом или Парижем, но рост туристической популярности российской столицы ведет и к укреплению ее рейтинга как города для шопинга.

Алексей Емельянов, генеральный директор компании City&Malls PFM, считает, что центральные торговые центры, безусловно, ориентируются на иностранную аудиторию. "С этим расчетом в них представлены товары более дорогих категорий, чем в ассортименте тех ТЦ, что удалены от центра, а также — сувенирная продукция, которую ожидают от России: матрешки, шапки-ушанки и подобные товары. Управляющие компании, в свою очередь, следят за тем, чтобы объекты соответствовали всем необходимым стандартам — имели понятную для иностранных туристов навигацию, были оборудованы пандусами и лифтами для маломобильных граждан и так далее. Однако в настоящее время в большинстве даже центральных ТЦ найти полноценную навигацию на английском языке довольно сложно. Зачастую, продублированы на двух языках лишь надписи, указывающие на входы и выходы из здания, а также схематично изображены санитарные зоны. Покупателей, вероятно, выручает то, что большинство брендов в торговых центрах им уже известны – это мировые и европейские сети. Их легко узнать на информационных стойках и табло, а также по вывескам. Но с продолжающимся ростом туристической привлекательности Москвы будет развиваться и оформление ТЦ под иностранных покупателей", — рассуждает эксперт.

Анализируя эти данные можно сказать, что сегодня Москва уже очень далеко ушла от своего имиджа постсоветского периода. Многие элементы туристической инфраструктуры, сейчас совсем не уступают сходным объектам на западе. Однако одним из основных показателей эффективности работы индустрии гостеприимства считается процент повторных посещений города туристами. 

Если еще пять лет назад иностранные граждане чаще отмечали, что посетить Москву обязательно стоит, однако не более одного раза, то сегодня таких отзывов стало намного меньше. Так, в 2011 году более 65% посетивших Москву иностранных туристов заявили об отсутствии желания повторно приехать в столицу РФ. Сегодня ситуация изменилась зеркально. Теперь порядка 60% приезжающих в город туристов заявляют о планах будущих путешествий в Россию.

к разделу Актуально

Будь в курсе

Подпишись на новостную рассылку «Коммерческая недвижимость день за днем»

Подписаться

Спасибо!

Вы подписаны на нашу рассылку

Вы подписаны на нашу рассылку