MAPIC-2017. Каким будет ТЦ будущего: главные тренды и тенденции

С 15 по 17 ноября в Каннах состоялась международная выставка торговой недвижимости MAPIC 2017. Традиционно в рамках этого форума эксперты и участники рынка обсуждают существующие ритейл-тенденции и явления, которые еще не сформировались в полноценный тренд, но имеют к тому все предпосылки. Так каких изменений стоит ждать нам в обозримом будущем? И каким через год-два станет торговый центр? Об этом ниже.

Про тренды организации и оформления торговых центров

Во-первых, сильно изменились предпочтения потребителей в отношении самого объекта: люди больше не хотят приходить в закрытые "коробки", теряя связь с тем, что происходит снаружи. Им хочется чувствовать взаимосвязь обоих пространств, поэтому значительно изменилась архитектура проектов: появилось много закрытых и открытых общественных площадок. Все это создает впечатление не обособленного и закрытого торгового центра, а улицы, развитой и насыщенной городской среды. Некоторые пошли еще дальше, например, Citylife shopping district в Милане, где единой концепцией связан как двухэтажный молл, так центральная площадь и торговые променады.

Во-вторых, люди стали меньше тратить на стандартные товары и реже посещать торговые центры. Последнее во многом объясняется развитием онлайн-торговли (в особенности в сегментах "бытовая техника", "электроника"), а также тенденцией к рациональному расходованию времени. Именно поэтому сейчас владельцы торговых центров стремятся насытить их смыслами и именно поэтому новые требования и заявки от потенциального покупателя превращаются в драйвер принципиального изменения самой концепции объекта.

На увеличение трафика стали работать форматы, связанные с развлечениями, обучением и социализацией. Люди теперь думают иначе: не "что я куплю в торговом центре", а "в каком настроении и эмоции я совершу покупку" или "что я могу получить в торговом центре, кроме самой покупки?" Новые объекты начали буквально соревноваться в уникальности своих концепций, и как раз "впечатления" заставляют посетителей проводить больше времени и оставаться лояльными конкретному торговому центру.

В-третьих, торговые центры сейчас руководствуются идеологией "собери всех людей в одном месте". Форматы обучения и развлечения рассчитаны не только на детей, но и на взрослых (даже на поколение дедушек и бабушек). Пока дети играют, взрослые тоже получают впечатления. Речь идёт о спа-компонентах в торговых центрах, образовательных и досуговых пространствах, лекториях и прочее. Кроме того, новые активности и элементы в торговом центре не остаются в "замороженной фазе" — они не терпят статики и постоянно видоизменяются или дополняются, чтобы не наскучить потребителю.

В силу развития технологий стал более выражен эффект "сарафанного радио", когда можно оставлять отзывы в соцсетях, на форумах, в блогах. Многие люди именно так производят первичный выбор места для проведения досуга или совершения покупки — читают комментарии. И в этом контексте контроль качества соблюдения концепции торгового центра стал еще более важен.

Таким образом, основная масса объектов — достаточно емкие торговые пространства с интересной архитектурой, создающей эффект городской среды, с продуманной и качественной концепцией, с уменьшенной долей "стандартных" арендаторов, а новые компоненты создаются "открытыми" и видимыми, чтобы приобщить к этой социализации новых членов сообщества.

 

Торговый центр-2020 в России

В целом Россия следует мировым трендам, но с едва заметной задержкой в части развития онлайн-торговли. В краткосрочной перспективе торговые центры, вероятнее всего, пойдут по тому же пути и будут становиться местами социализации, сочетать в себе традиционный ритейл с форматами, обеспечивающими персональное развитие и получение эмоций.

Что касается привычных форматов, которые используют стандартные операторы, то их будет становиться все меньше, так как с ростом онлайн-торговли офлайновые площадки станут похожи на шоу-румы (не весь ассортимент размещен в зале, консультации проводятся по конкретным продуктам). Крайне важно найти экономический баланс в вопросе доходности торговых центров: с одной стороны, нестандартные операторы платят значительно меньшую ставку аренды, с другой — генерируют необходимый трафик.

 

Новые нестандартные концепции

Хороший пример нестандартного подхода предлагает сеть F&B Cioccolatitaciani. Посетители становятся участниками увлекательного процесса приготовления шоколада, смешивания его с другими ингредиентами, и все это происходит параллельно с определенной сюжетной линией.

Предлагают уникальные решения и известные бренды, например, Carrefour Gourmet, где создается уникальная сибаритская атмосфера для неспешной покупки продуктов питания.

Нужно добавить, что все чаще в торговых центрах используются такие форматы, как шоу-румы автомобилей, фермерские рынки, выставочные и арт-пространства, семейные образовательные и развлекательные центры, художественные галереи, лектории, спа-зоны, музеи, шоу-арены и тому подобное.

 

Страны, которые представили самые любопытные проекты на MAPIC-2017

Это, прежде всего, Франция, предложившая уникальные досуговые (leisure) компоненты в проектах Cap 3000, где задействованы элементы и виртуальной реальности. Здесь же выделяются IFly world со скай-дайвингом и имитацией полета.

Катар (Mall of Qatar) и Иран (Iran Mall) продемонстрировали впечатляющий tenant mix на площадях в 500 тыс. кв. м, а ОАЭ привезли на выставку Level kids — огромный детский мир с квестом для юных путешественников.

Руководитель управления экономического и социального развития ГК "А101" Марина Гордеева

к разделу От первого лица

КОМПАНИИ

Будь в курсе

Подпишись на новостную рассылку «Коммерческая недвижимость день за днем»

Подписаться

Спасибо!

Вы подписаны на нашу рассылку

Вы подписаны на нашу рассылку