Всеволод Кузьмич: "Не все технические новинки применимы на практике"

Современный сетевой ритейл уже давно не просто прилавки, полки и продавцы. Новые технологии проникают в этот бизнес с невероятной скоростью. Сегодня быстрота реагирования компаний на их появление становится все более мощным инструментом в конкурентной борьбе. О том, как индустрия сетевой торговли приспосабливается к цифровизации потребительского сектора, мы побеседовали с Всеволодом Кузьмичем, ИТ-директором компании "Лента".

Какие технологические новинки и системы сегодня появляются на рынке сетевой торговли?

Таких новинок достаточно много. Я бы разделил новые технологии на два направления: автоматизация на базе новых технологий и устройств, таких как камеры с распознаванием изображений, умные датчики, объединенные в сети и подключенные к центральной автоматизированной системе мониторинга, кассы самообслуживания и прочее, и инновации, основанные на новых подходах к работе с данными. И если автоматизация — это уже привычная для компаний деятельность, и доступность новых устройств, скажем, камер с распознаванием изображений, позволяет просто чуть лучше решать уже известные задачи в рамках традиционных способов ведения бизнеса, то в отношении данных ситуация иная.

Бизнес осознал, что современные объемы данных дают новые возможности по работе с клиентом и с товаром, и учится работать с этими данными. Я имею в виду аналитику больших объемов данных, предиктивную аналитику, использование искусственного интеллекта и машинного обучения, поиска корреляции между данными и выявление неочевидных зависимостей. Использование машинного обучения и ИИ позволяет находить новые возможности за счет принципиально нового подхода к работе с большими данными. Рынок пока только осваивает использование этих технологий и учится работать с новыми возможностями. И в нашей компании мы тоже уделяем этому большое внимание.

Какие новые технологи и системы за последнее время внедрены в работе вашей сети?

Если говорить о той части новых технологий, которые относятся к автоматизации, то в нашей сети это кассы самообслуживания, сканеры для самостоятельных покупок, электронные ценники, например.

В 2017 году мы открыли 40 гипермаркетов, в каждом из которых установлены кассы самообслуживания (КСО). Они стали неотъемлемой частью нашего предложения покупателю. Это удобный сервис, который позволяет клиентам магазинов экономить время и совершать покупки в комфортном темпе. Те же задачи решают сканеры для самостоятельных покупок, которые мы недавно протестировали в наших гипермаркетах в Санкт-Петербурге. С их помощью покупатель не только самостоятельно сканирует товар, но и получает информацию о действующих акциях и скидках.

Помимо этого, мы продолжаем работать с аналитикой больших данных, наша программа лояльности построена именно на этом. Анализ данных, полученных от клиентов, позволяет нам делать гостям индивидуальные предложения, модифицировать ассортимент и увеличивать привлекательность предложения.

В целом же сейчас в компании около десяти проектов можно, так или иначе, отнести к цифровизации и к технологической трансформации.

В чем заключаются отличия обычных касс самообслуживания от техники формата Twin Flow?

Наша компания стала первым российским ритейлером, предложившим покупателям кассыTwin Flow. Это касса самообслуживания, оборудованная конвейерной лентой. В отличие от привычных касс самообслуживания, где покупатели сканируют свои товары, перекладывая их из одной корзины в другую, кассы Twin Flow оборудованы транспортной лентой, по которой они отправляются в накопительный блок. Традиционные кассы самообслуживания удобны покупателям с небольшим количеством покупок — 5-10 товаров в корзине. Кассы TwinFlowудобны и покупателям с корзинами, и покупателям с тележками, у которых может быть большое количество товара. При эффективном проектировании остров самообслуживания на основе технологии Twin Flow способен обслуживать в два-три раза больше покупателей в сравнении с обычными кассами. Такие кассы активно используются в Западной Европе и странах Скандинавии, демонстрируя отличные показатели.

Также в 2017 году мы запустили платформу SAP Customer Activity Repository. Эта система позволяет компании в режиме реального времени обрабатывать информацию о движении товаров, актуальных остатках по запасам и реализации алкогольной продукции в соответствии с требованиями ЕГАИС. Основная цель этого проекта — повышение уровня сервиса и оптимизация ресурсов компании за счет обработки в реальном времени поступающей информации по чекам и документам товародвижения. Сегодня на базе платформы собираются и обрабатываются данные о продажах и онлайн-остатках со всех гипермаркетов, формируются онлайн-отчеты об обороте торговой сети в среднем за 15 минут, а исходная информация для них поступает с касс в течение двух минут после выпуска чека. То есть мы видим остатки товара в магазинах и имеем возможность корректировать заказы, оптимизируя, например, затраты на списания.

Насколько процессы цифровизации и внедрения новых технологий в торговле повышают эффективность и финансовые показатели работы магазинов?

Сегодня в условиях работы современного рынка сетевого ритейла и бизнеса в целом на первый план выходит самый главный ресурс — время. С этой точки зрения новые технологии полностью себя оправдывают. Кроме того, до фактического внедрения какой-либо инновации мы всегда очень тщательно смотрим на экономическую целесообразность и эффективность.

Рассмотрим, к примеру, кассы самообслуживания. В экономической составляющей этого проекта ключевым является стоимость труда. В Европе, где они используются довольно давно, есть прямая зависимость эффективности бизнеса и его затрат на персонал от количества касс самообслуживания. У нас в стране соображения несколько другие, и экономическое обоснование не столь прямолинейно. Тем не менее есть ключевые вещи, которые являются неоспоримыми преимуществами касс самообслуживания: они работают круглосуточно, и это намного проще, чем организация круглосуточных смен работы людей. 

Влияет ли современное оснащение магазинов на кадровую политику?

Появление любой инновации требует тщательного обучения персонала. И инструменты этого обучения у нас тоже сегодня максимально "оцифрованы" там, где это возможно.

Мы же внедряем инструменты, которые предоставляют новые возможности, и чтобы наиболее эффективно их использовать, персонал должен знать, как это делать. Поэтому мы наблюдаем за тем, как ведут себя новинки в использовании, что требуется доработать, что вызывает затруднения у наших работников непосредственно в торговом зале и так далее. Все это подразумевает целенаправленную работу с персоналом и обучение наших сотрудников, чтобы сделать их труд содержательным, интересным и современным.

Расскажите о тесте систем самостоятельного сканирования цен переносимыми устройствами в гипермаркетах.

Мы провели пилотный проект по использованию подобных устройств в нескольких гипермаркетах Санкт-Петербурга, где установили ручные сканеры для покупателей. Товар сканируется непосредственно во время помещения его с полки в корзину, в результате клиенту остается только оплатить покупки на кассе самообслуживания буквально в один клик. Это очень удобно покупателям и экономит их время. Кроме того, при использовании сканера клиент идентифицируется по карте лояльности и получает персональные предложения и информацию о проходящих акциях, пока совершает покупки. Система разбивает специальные предложения для покупателей по товарным категориям или сегментам в зависимости от покупательского поведения в торговом зале или же попадания в специально заданные критерии. Это тоже удобно и интересно нашим клиентам.

Какие цели преследует внедрение такой непривычной для российского клиента системы?

Сканирование товаров покупателями в зале сокращает время их обслуживания на кассовой линейке. Нагрузка на персонал за кассой снижается, уменьшаются очереди. Использование упрощенных касс самообслуживания для расчета покупателей "Лента-СКАН" дает возможность установить больше расчетных узлов на площади кассовой зоны. Это обеспечивает рост пропускной способности расчетно-кассовых узлов и позволяет значительно увеличить сделать скорость обслуживания покупателей. Такое эффективное управление кассовым сервисом, в свою очередь, призвано позволить оптимизировать количество персонала, сократить трудозатраты, которые в итоге отражаются на наших ценах.  

Как в вашей сети относятся к интернет-торговле в продовольственной рознице и оценивают перспективы ее развития?

Сейчас мы работаем с несколькими партнерами в Санкт-Петербурге и Москве. Наши клиенты имеют возможность заказать товары из магазинов онлайн. Компания внимательно следит за развитием этого сегмента, мы нарабатываем опыт интернет-торговли, но пока приоритетным направлением это для нас не является.

По вашему мнению, в ближайшие годы цифровизация серьезно преобразит сетевую торговлю в целом?

Думаю, в ближайшие несколько лет мы станем свидетелями значительной трансформации сетевого ритейла. Ритейл — это бизнес, где большое число покупателей встречается с определенным сервисом. Поэтому отрасль хочет оказывать данный сервис как можно лучше, делать его привлекательным и современным.

Более того, покупатели меняются. Новое поколение приходит в магазин с совершенно другими привычками и другим опытом. Для покупателя будущего синонимом слова "купить" станет "заказать через смартфон и получить в удобном месте в удобное время". То есть ожидания покупателей трансформируются. И мы обязаны им следовать, если хотим быть востребованными на рынке.

Что касается непосредственно бизнеса, безусловно, автоматизация и цифровизация бизнес-процессов или адаптация способов ведения бизнеса к новой цифровой реальности — это то, без чего будет очень сложно сохранить лидирующие позиции на меняющемся и высоко конкурентном рынке. Если говорить о нашей компании, то у нас существует среднесрочный план, который включает в себя порядка двадцати крупных проектов. И, учитывая динамику развития новых технологий, я отдаю себе отчет в том, что этот план может претерпевать изменения.

По-разному ли относится к новым технологиям и их внедрению клиенты в крупных городах центра страны и регионах?

Покупатель ценит уровень сервиса, который он получает в любом из магазинов, будь то Москва, Новосибирск, Псков или Иркутск. Технологии призваны этот уровень повысить и воспринимаются потребителем всегда позитивно.

Бизнес же воспринимает изменения по-разному. И наша задача, как я уже говорил выше, — не просто внедрить какое-то новое, инновационное решение, но и донести до покупателей его преимущества, сделать технологию удобной в использовании.

Каким, на ваш взгляд, будет вектор технологического развития сетевого ритейла в ближайшие годы?

Я думаю, будут появляться гибридные модели, в которых доля "цифры" со временем станет увеличиваться. Однако сейчас важно соблюдать баланс между автоматизацией, цифровизацией и традиционными технологиями, которые в ближайшие годы будут составлять основу бизнеса. При этом рынок будет искать и испытывать новые технологии. Сейчас мы больше экспериментируем, ставим опыты, и из нескольких десяткой идей в лучшем случае два-три предложения оказываются применимыми на практике и жизнеспособными, но именно они составят новую технологическую основу бизнеса. А конечной целью останется привлечение и удержание клиента и повышение эффективности бизнеса.

Беседу вел Сергей Михайлов

к разделу Интервью

Будь в курсе

Подпишись на новостную рассылку «Коммерческая недвижимость день за днем»

Подписаться

Спасибо!

Вы подписаны на нашу рассылку

Вы подписаны на нашу рассылку