Андрей Петелин: "Независимые отели перейдут под управление сетей"

Индустрия гостеприимства Санкт-Петербурга переживает настоящий ренессанс. Чемпионат мира по футболу и приток туристов из Азии привели к резкому усилению спроса на гостиничные услуги различных форматов. О том, как не упустить этот момент и не отстать от тенденций развития рынка, мы побеседовали с Андреем Петелиным, генеральным директором CITYTEL отель "Санкт-Петербург". 

Расскажите, какие тенденции сейчас наблюдаются и управляют вектором развития гостиничного рынка Санкт-Петербурга?

Все последние годы гостиничный рынок Северной столицы переживает фазу активного роста. В городе открываются новые объекты, увеличиваются показатели деятельности гостиниц в параметрах стоимости размещения и уровня загрузки. Драйверами этого роста выступает развивающийся внутренний туризм, а  также азиатский поток (гости из Китая, Индии и других стран Восточной Азии). Однако также в этом году, к сожалению, мы наблюдаем тенденции к снижению потока гостей из других регионов России, что сопряжено с экономической ситуацией и снижением уровня потребления со стороны граждан, а также c открытием бюджетных направлений выездного туризма, в частности, Турции.

Какие весомые изменения произошли в структуре и составе городской индустрии гостеприимства за последнее время?

Сегодня рынок гостиниц Санкт-Петербурга характеризуется большим количеством малых объектов размещения — мини-гостиниц. Их количество продолжает стабильно увеличиваться. Эта тенденция несет в себе как позитивные, так и негативные составляющие. С одной стороны, этот формат интересен для индивидуальных туристов, поскольку здесь гости могут получить более персонализированный сервис и зачастую такие гости нетребовательны к дополнительным услугам. С другой стороны, качество услуг, безопасность гостей в таких объектах иногда бывает не на уровне. Идущий на государственном уровне процесс сертификации объектов размещения отчасти призван решить данную проблему.

Как Вы оцениваете реальную степень влияния ЧМ-2018 на  гостиничный рынок Санкт-Петербурга и городскую индустрию гостеприимства?

Рынком движут различные идеи, в частности, проведение ЧМ. Это хорошо,  что государство и бизнес в рамках данной идеи вкладывают значительные средства в развитие инфраструктуры, спортивных объектов и средств размещения. Если говорить о реальном эффекте от этого мероприятия для гостиниц в Санкт-Петербурге, то, скорее всего, в краткосрочной перспективе большинство отелей, как ни странно, потеряют доходы, поскольку поток болельщиков не сможет компенсировать  снижение туристического потока в пик высокого сезона.

В долгосрочной перспективе город получит дополнительный импульс для развития туризма, что благоприятно отразится на доходах отелей. Можно отметить, что основными бенефициарами данного международного мероприятия выглядят несколько пятизвездочных отелей, которые получат гарантированное размещение официальных команд и делегаций по максимальной цене.

Насколько современным сегодня выглядит гостиничный рынок города в сравнении с другими европейскими городами и столицами?

Гостиничный рынок Санкт-Петербурга стремится соответствовать требованиям сегодняшнего дня и мировых стандартов. В городе на Неве существует много достойных отелей в самых разных сегментах: от хостелов до пятизвездочных гостиниц. Конечно, есть и морально устаревшие объекты, что, как правило, связано с отсутствием возможности владельцев инвестировать в их реновацию. В целом глобализация определяет единство подходов к бизнесу и эффективности инвестирования и технологий. Поэтому, если Северная столица будет развиваться, и тренд  роста туризма будет сохраняться, то гостиничный сегмент станет расти вместе со спросом.

Какие районы города перспективны для развития качественных гостиничных продуктов?

Перспективен для развития центр города и ближайшие районы. Однако сегодня также активно развивается юг города, где драйверами являются "Экспофорум" и международный аэропорт Пулково. В целом деловая и экономическая активность в Московском районе и на этом направлении способствует росту спроса на качественные объекты размещения. Критерий выбора локации достаточно прост — это наличие центра интересов для потенциальных клиентов и хорошая транспортная доступность.

Каких гостиничных проектов и продуктов на Ваш взгляд сегодня все еще не хватает городу?

В Санкт-Петербурге гостиницы представлены в самых разных форматах, поэтому, если говорить о новых проектах, то это в первую очередь должны быть качественные проекты. Ниша есть как у бюджетных гостиниц, так и у люксовых  отелей. Существующий объем спроса позволяет бизнесу комфортно развиваться в полярно различных сегментах рынка.

Каково ваше отношение к многочисленным и разным по качеству петербургским хостелам?

Формат хостелов, безусловно, имеет право на жизнь, что  подтверждает богатый мировой опыт.  Однако я  крайне негативно отношусь к объектам размещения, которые реализуются в жилых помещениях и домах. Это нарушает законодательство и зачастую нарушает права жителей этих домов, особенно если под видом хостела работает общежитие для гастарбайтеров. К сожалению это все еще часто встречающаяся практика. На сегодняшний день с учетом слабости рубля и сравнительной дешевизны проживания в полноценных отелях перспектив для завоевания большой доли рынка у хостелов я не вижу.

Расскажите о модернизации гостинцы "Санкт-Петербург" и том, какие цели и задачи вы ставите для обновленного проекта.

Отель "Санкт-Петербург" — это  одна из крупнейших гостиниц города. Площадь объекта составляет порядка 50 тыс. кв. м. Данный многофункциональный комплекс включает в себя номерной фонд, несколько концертных залов, конференц-залы и несколько ресторанов. В течение трех лет в здании ведется планомерная работа по комплексной реновации. На сегодняшний день полностью обновлены общественные зоны отеля и большая часть номерного  фонда. В 2017 году открылся видовой ресторан LaVue, расположенный на крыше отеля, с панорамным видом на Неву и центр города.

В планах на 2018 год — полностью закончить реновацию номерного фонда. Также мы планируем ввести в эксплуатацию открытую веранду на крыше отеля, которая станет второй очередью проекта LaVue. Еще в эти сроки мы намерены запустить SPA-центр с бассейном и зоной парения.

Уже сейчас отель прошел классификацию, получив категорию 4*. Основной проблемой при реновации, безусловно, являлось совмещение нормальной эксплуатации гостиницы с выполнением строительных работ. Мы очень признательны нашим гостям, которые с пониманием  и терпением отнеслись к негативным факторам, сопутствующим строительным и ремонтным работам.

Какова особенность проекта организации эксплуатации открытой крыши отеля, о которой Вы говорили ранее?

Как уже отмечалось, на крыше гостиницы функционирует ресторан LaVue, а также сейчас строится летняя открытая терраса. Учитывая расположение отеля, с крыши открывается вид на город, который, безусловно, привлекает гостей. В Санкт-Петербурге видовые характеристики являются сильным конкурентным преимуществом. Бизнес активно использует данный фактор, стараясь извлечь максимальные выгоды из своей локации и возможности показать "открыточные виды" своим клиентам.

В целом взгляд сверху всегда интересен, поэтому во всем мире активно реализуются проекты на крышах зданий. Наиболее распространенные — это рестораны, бары, смотровые площадки и бассейны. Еще раз подчеркну, что наш город в этом плане не исключение. Правда, необходимо учитывать местный климат, поэтому бассейны на крышах здесь не очень популярны, а вот гастрономические проекты востребованы всегда. Нам очень повезло, что здание отеля занимает доминантное положение на излучине Невы, что дарит нашим гостям вид, который трудно получить в других местах города.

Бывает ли так, что плохой ресторан даже в качественном отеле понижает его показатели работы?

Основная выручка отеля формируется, конечно, от его номерного фонда. Однако именно наличие конференц-залов и качественных ресторанов позволяет повысить эффективность продаж за счет синергии и комплексности услуг. В частности, сглаживать последствия сезонности отельного бизнеса в Санкт-Петербурге.  Ресторан внутри отеля по своей работе и экономическим показателям сильно отличается от обычных проектов общепита. Зачастую отели дотируют деятельность своих ресторанов, но мы ставим себе задачу, чтобы наши рестораны не только дополняли номерной фонд, но и были рентабельными.

Какие результаты работы демонстрирует гостиница "Октябрьская" после ее перевода  под бренд Best Western?

Здание на углу Невского и Лиговского проспектов, где располагался филиал гостиницы "Октябрьская", было подвергнуто реновации.  Там открылась  четырехзвездочная гостиница  на 100 номеров под брендом BestWestern. Отель работает очень успешно, особенно с индивидуальным сегментом гостей. Их привлекает центральная локация, новый дизайн, большие и комфортные номера. В здании отеля работает французский ресторан-кондитерская "Дю Норд", который пользуется большой популярностью у гостей и жителей города.

Ощущаете ли изменения в структуре состава ваших клиентов?

Как я уже говорил выше, рост внутреннего туризма и поток гостей из Юго-Восточной Азии — это основные точки роста на сегодняшний день. Если говорить о китайских туристах, то приходится учитывать специфические аспекты работы с ними, их культуру поведения и менталитет. Но мы стремимся создать комфортную среду для всех гостей, поэтому иногда ограничиваем количество китайских туристов.

Какими вы видите основные тенденции работы и развития индустрии гостеприимства в городе в ближайшее время?

Основной вектор развития сегодня — это технологии, и в первую очередь, информационные. Они вносят все более существенный вклад в организацию продаж, рекламу, взаимодействия с клиентами, формирование новой экосистемы вокруг пребывания гостя в отеле.

Среди тенденций, которые проявят себя в ближайшее время, можно назвать укрупнение рынка управления гостиницами. В ближайшие годы многие независимые самостоятельные отели будут переходить под управление сетевых операторов как международных, так и локальных. Это позволит собственникам отелей повысить эффективность бизнеса за счет оптимизации издержек и качества продаж.

Беседу вел Сергей Михайлов

к разделу Интервью

Будь в курсе

Подпишись на новостную рассылку «Коммерческая недвижимость день за днем»

Подписаться

Спасибо!

Вы подписаны на нашу рассылку

Вы подписаны на нашу рассылку