Московский бизнес привыкает к офисам вскладчину

Шеринговая модель в последние годы стремительно набирает популярность, и ее применение можно встретить в самых разных сферах. Не остался в стороне и рынок коммерческой недвижимости. Так, например, в Москве все чаще компании стали вводить в практику совместную аренду офисных помещений. О подобном типе соседства и его претензии на трендовость и поговорим.

 

В тесноте, да не в обиде

О растущем интересе арендаторов к совместному "проживанию" в границах одного рабочего пространства, эксперты начали говорить не так давно, тем не менее тенденция уже начинает ощущаться явственнее. Как подмечают эксперты, в основном компании, которые ориентируются именно на шеринговую модель, ищут небольшие помещения (от 30 до 150 кв. м, реже — 20-25 кв. м),

Такой подход дает им возможность оптимизировать расходы и позволяет быть гибким: если высвобождаются излишки площади, можно найти дополнительных арендаторов. В частности, поэтому такие компании почти всегда интересуются возможностью субаренды.

В этом есть своя логика: два последних экономических кризиса продемонстрировали, что рано или поздно бизнес адаптируется к новым реалиям, и потребность в офисной площади вновь становится актуальной. И многие предпочитают переждать сложный период, оптимизировав расходы за счет субаренды, нежели потом снова заниматься поисками подходящих помещений, налаживать отношения с арендодателем, платить риелтору, организовывать переезд и так далее.

Аналитик отдела исследований Cushman & Wakefield Мария Логутенко отмечает, что совместный съем офисов характерен больше для представителей малого бизнеса. Такие арендаторы обычно сосредоточены на экономии своих ресурсов и заинтересованы в дальнейшем расширении, добавляет специалист. Наиболее популярна данная модель у небольших компаний, представляющих, как правило, маркетинг и дизайн. Если делать обобщение, то чаще всего делить один офис на двоих могут партнеры, представляющие одну отрасль, но имеющие разную специфику деятельности, то есть не конкурирующие друг с другом. К примеру, поставщики и разработчики IT-решений, архитекторы и дизайнеры, рекламное агентство и организаторы мероприятий.

"Селиться" аудитория, использующая шеринговую модель, предпочитает в БЦ демократичного ценового сегмента от С до В, иногда В+, совсем редко — в проектах класса А. В большинстве случаев это не премиальные локации, но объекты с хорошей транспортной доступностью: они должны быть расположены не далее трех-четырех остановок от центра и в шаговой доступности от станций метро либо МЦК. Наиболее востребованный диапазон ставок — 15-20 тыс. рублей за 1 кв. м в год.

 

"Можно жить без друзей, но нельзя без соседей"

Почему совместный съем офиса стал привлекательней для арендаторов, тем более что данная идея не нова? Наталья Никитина, исполнительный директор "К2 Бизнес-парк" напоминает, что эта концепция возникла довольно давно: собственники зданий были не готовы сдавать в аренду небольшие помещения на короткий срок. Тогда Марк Диксон, основатель компании Regus, создал первый в Брюсселе бизнес-центр по системе "все включено".

Такие офисы в первую очередь были необходимы бизнесменам, которые приезжали в европейскую столицу по рабочим вопросам, но были вынуждены проводить переговоры в кафе или в отелях. Так и сегодня, когда арендовать большой и не только большой офис для малого бизнеса экономически сложно, появилось предложение о совместном пользовании офисными площадями.

"В какой-то степени мы все близки к принципу sharing economy: мало кто хочет инвестировать в свой офис, покупать дорогостоящую мебель, подключать Wi-Fi и так далее. Современный арендатор ждет качественную услугу, поэтому спрос на такие офисы будет расти из года в год", — анализирует она.

Итак, плюсы шеринговой модели. Во-первых, это, конечно, оптимизация затрат на аренду. Во-вторых, возникновение синергии: находясь в едином пространстве, тесно связанным бизнесам проще взаимодействовать и достигать успеха. Развитию "соседской" концепции способствует и общая тенденция к разделению расходов. Кроме того, в современном мире люди привыкли делить автомобили, практиковать совместную аренду жилья, делиться книгами и одеждой, теперь тренд приходит и в деловой сегмент.

Кроме того, нередко возникают ситуации, когда компания сняла офис большего размера, чем ей необходимо. Обычно это характерно для динамично развивающихся фирм, которые не хотят несколько раз в год переезжать на новое место из-за растущей потребности в рабочих площадях, и потому находят помещения "на вырост". Либо, наоборот, с уменьшением численности сотрудников вдруг освобождаются лишние "квадраты". В любом случае идет переплата за не используемый офис. Вот тут как раз и пригождается шеринговая модель.

А что же минусы? Из основных: принятие решений несколькими лицами, которые не всегда могут между собой договориться. В процессе деятельности партнеры могут разойтись и частично съехать, и для арендодателя такая схема некомфортна. Кроме того, при подобных сценариях может потребоваться заключение нескольких договоров на одно помещение — на это арендодатели также идут неохотно. Вдобавок приходится задумываться о безопасности хранения данных — соседи могут быть охочими до вашей бизнес-информации. Еще можно назвать одновременную необходимость в пользования мест общего пользования, конкуренцию за офисные пространства — небольшие, но все же минусы.

 

Надолго ли мы стали соседями?

Шеринговая модель аренды офиса, хорошо развитая за границей, постепенно приживается и в России на волне развития технологий и появления нового поколения людей, которые хотят получать качественную площадку для работы при малых затратах. Притом использование такой концепции не зависит от региона, а, скорее, исходит из специфики бизнеса. Примеры совместной аренды офисов можно найти и в городах-миллионниках, и в небольших региональных центрах.

Ведущий консультант компании ЦУН Виктор Розенберг считает, что эта тенденция просуществует на отечественном рынке довольно долго. По словам эксперта, новые стартапы будут появляться постоянно, и им понадобится офис с минимальными затратами на аренду.

"У данных компаний всегда будет два варианта: искать офис для шеринга или садиться в коворкинги, которые сейчас открываются практически в каждом БЦ с хорошей локацией. С точки зрения арендных платежей, иногда гораздо выгоднее делить офис с другой компанией", — приводит резон Розенберг.

Впрочем, далеко не все специалисты уверены, что шеринг выльется в полноценный и мощный тренд. Мария Логутенко подчеркивает: модель, в которой несколько компаний сообща снимают один офис, занимает менее 1% московского рынка. "Дальнейшее развитие этой концепции в данной интерпретации маловероятно, и мы не прогнозируем роста более чем на 1%", — говорит она.

Спрос на совместную аренду растет и в Москве, и в других регионах. Тот же Regus и его конкуренты активно развиваются в городах-миллионниках, обращает внимание Наталья Никитина, подчеркивая, что неким барьером для развития тренда может служить российский менталитет: люди (а в нашем случае и целые компании) хотят иметь свое личное пространство, а не делить его с кем-то.

В любом случае офисный рынок РФ продемонстрировал, что готов к новому эксперименту, а раз уж его результаты оказались более-менее удачными, то, надо думать, шеринг будет включен в постоянную практику, пусть и в небольшом (пока?) объеме.

Дмитрий Бахтин

к разделу Актуально

Будь в курсе

Подпишись на новостную рассылку «Коммерческая недвижимость день за днем»

Подписаться

Спасибо!

Вы подписаны на нашу рассылку

Вы подписаны на нашу рассылку