imagespecial

Совместно жить – коливингам быть?

Коливинги пришли в Россию из США и являются сравнительно новым и своеобразным форматом проживания для социально активных и коммуникабельных групп граждан. В нашей стране этот рынок развит весьма слабо. Что ждет его в дальнейшем, бурный рост или размывание и исчезновение?  

 

Истоки и концепции

Веяния западных стран никогда не обходили стороной Россию, и сфера недвижимости не стал исключением. В определенный момент среди профессионалов рынка получило ход очередное заимствованное слово – коливинг (англ. сoliving, «co» – совместное «living» - жить). Считается, что новый формат зародился в 2000-х годах в США, когда молодые IT-специалисты из Кремниевой долины, столкнувшись с жилищным вопросом, решили объединить усилия в его решении. Скинувшись, они смогли арендовать отдельный дом. Таким образом, коливинг представляет собой новую форму общежития людей. Очень важно, что этот формат принципиально отличается от всех, что существовали раньше.  

Коливинг – это пространство, стирающее привычные для старшего поколения грани между работой, домом и отдыхом. Люди здесь и живут и работают и, нередко, весело проводят свободное время в компании единомышленников. Важная деталь: арендная плата за место, в отличие от хостелов и гостиниц, не играет здесь единственной и решающей роли. Кандидат проходит строгий отбор на предмет личных качеств и жизненных приоритетов. В результате отсева формируется команда единомышленников – людей, схожих по сфере деятельности (чаще всего, это представители творческих профессий, IT-специалисты, и даже молодые предприниматели), а также по системе ценностей и устремлений. Без общности интересов и коммуникабельности здесь никуда. Хотя определенное личное пространство в некоторых коливингах все же имеется (спальни бывают как отдельными для каждого человека, так и объединенными), гостиную, кухню, ванные и туалетные комнаты в любом случае придется делить с другими. Так что отели и гостиницы, с отдельными номерами и удобствами, являются совсем другим форматом. Однако напрашивающиеся параллели с коммуналкой так же будут не уместны. Практически все жители коливингов заселяются не с целью получить крышу над головой (для этого как раз и подойдет съемная комната в коммунальной квартире). Они хотят получить новые полезные знакомства, найти партнеров по бизнесу, либо, как минимум, просто интересных компаньонов для жизни. Во многих коливингах даже проводятся различные образовательные и развлекательные мероприятия. Кроме того, создатели таких проектов предусматривают для постояльцев различные дополнительные услуги, которые коммунальная квартира не имеет в принципе. Это, к примеру, тренажерные залы, прачечные услуги и т. д.

 

Национальная специфика

Однако при переносе заграничных практик на национальную почву часто возникают серьезные затруднения. Так произошло и на этот раз.  Некоторые эксперты сочли формат малоперспективным из-за отсутствия целевой аудитории как таковой. С одной стороны, в российских реалиях совместное проживание чаще всего является вынужденной мерой, вызванной отсутствием жилья или даже денег на аренду отдельной квартиры, то есть материальными затруднениями, рассуждает руководитель Аналитического центра «Инком-Недвижимость» Дмитрий Таганов. Однако создатели таких проектов позиционируют их как комфортабельные апартаменты, которые никак не могут быть дешевыми ни для девелоперов, ни для покупателей, ни для арендаторов, по крайней мере, в Москве. Аренда комнаты в коливинге в центре столицы обойдется примерно в 50 тыс. руб. в месяц, утверждает эксперт. Следовательно, проекты рассчитаны на людей с серьезными доходами, которые хотят не просто быть среди единомышленников, но и делить с ними кухню, столовую,  ванную комнату и т. д. Однако в России готовые на это состоятельные люди встречаются ни так часто.

Кроме того, целевая аудитория ограничивается молодым возрастом (это явно не семьи с детьми), потребностью в коммуникации с соседями и невозможностью, либо нежеланием приобретать собственное жилье, добавляет директор департамента гостиничного бизнеса и туризма Cushman & Wakefield Ирина Акутова.

 

Столичный рынок

Пока даже в Москве формат представлен лишь единичными проектами. Здесь можно отметить Дом Аллигатор, объединяющий молодых предпринимателей. Его основателем и идейным вдохновителем является Осеп Амбрацумов. Участники проекта заселяются в один из двух домов, где открывают или развивают собственный бизнес, имея поддержку соседей и руководство наставников. На официальном сайте отмечается, что в коливингах действует 7 образовательных программ.

Проект Colivium включает в себя 4 объекта недалеко от кольцевой линии метро. Заявленную аудиторию составляют молодые профессионалы и руководители крупных компаний. Однако, как пояснил порталу Арендатор.ру основатель проекта Сергей Алексеев, пока Colivium находится на стадии привлечения денег. Он еще не имеет постояльцев, однако уже есть очередь из клиентов, желающих заселиться при первой возможности.    

Кроме того, в столице работает «Бизнес дом», в котором живут и работают 25 предпринимателей. «Я занимаюсь этим уже два с половиной года, полтора из которых я не зарабатывал и не стремился к этому, а делал проект как хобби – признаетсяоснователь проекта Александр Зельтен. – На мой взгляд, рассматривать коливинг исключительно как источник дохода - не самое лучшее решение. Тот же хостел при аналогичных вложениях может приносить куда больше денег». Эксперт подтверждает, что перспективы коливингов в России пока более слабые, чем, например, в США, где данный формат проживания довольно популярен. К настоящему моменту коливинги могут приносить хоть какую-то прибыль разве что в столице. «Мы пробовали запускать подобные форматы в регионах. Но это просто не выгодно. Пока еще рынок не сформирован даже в Москве, так что зарабатывать на этом довольно сложно».

Несмотря на все эти факторы, Александр Зельтен думает не о снижении стоимости проживания, а, напротив, о ее увеличении. По его мнению, преимуществ данного формата, главное из которых заключается в возможности взаимопомощи между жильцами, будет достаточно, чтобы привлечь новых постояльцев даже в случае повышения цены участия в проекте.  

В «Бизнес доме» живут предприниматели, оборот бизнеса которых не превышает 100 млн руб. в год. Отбор здесь проходит он в два этапа. Сначала человек в режиме онлайн заполняет анкету, отвечая на несколько вопросов. Если результаты анкетирования не вызвали сомнений, то кандидата приглашают в гости, чтобы познакомиться с ним уже лично. И только после этого, принимается решение о заселении.

Еще два проекта, фигурировавших в прессе - Local Point и NovaLife, пока не получили развития.

 

Коливинги Северной столицы

Что же касается Санкт-Петербурга, то в СМИ фигурируют, главным образом, три коливинга.

Первый из них – «Триглинки», основатели которого называют проект арт-пространством. Считается, что здесь живут люди с экологическим мировоззрением. Тут не принято распивать алкоголь и есть мясо. При этом мусор подлежит обязательной сортировке, а жильцы стараются вести здоровый образ жизни. Также проходят различные мероприятия: концерты, спектакли, лекции, кинопоказы, выставки, поэтические вечера, и т. д.

Коливинг «Кубометр» представляет собой шестикомнатную квартиру возле Мариинского театра. Его публика отличается разнообразием. Здесь живут активисты, социологи, журналисты и путешественники. «У нас часто происходят публичные события, раз в месяц собираем друзей на Домашние конференции, где мы обнаруживаем, что у нас единовременно помещается до 100 человек», – говорится в официальном сообществе проекта.

Основной целевой аудиторией Early Birds Co-Living является творческая молодежь со средним достатком. Проект находится в центре Санкт-Петербурга. Как рассказала сооснователь коливинга Яна Вирак, по уровню комфорта он подпадает под категорию «стандарт». Цена за аренду комнаты сопоставима со стоимостью в коммунальной квартире, что вполне соответствует изначальной концепции. По словам эксперта, минимальная цена за комнату в петербургской коммуналке составляет примерно 11-13 тыс. руб. в месяц. Снять квартиру на окраине города можно за 16-20 тыс. руб. «Мы берем арендную плату в размере 15 тыс. руб.», – рассказала Яна Вирак.

Так же, как и в предыдущих петербургских проектах, здесь проходят разнообразные мероприятия. Руководство заведения приглашает спикеров дать лекции на разные образовательные темы. Проводятся лекции по копирайтингу. Среди менее специализированных занятий можно выделить занятия йогой и уроки английского.

Как и в московском «Бизнес доме, с каждым потенциальным жильцом перед заселением проводится мини-собеседование. Важно, чтобы человек был с коллективом «на одной волне». При этом в Early Birds Co-Living действует железное правило – никакого алкоголя и табака.  

 

Куда двигаться дальше?

По мнениюзаместителя директора компании CBRE Татьяны Беловой, формат коливингов является перспективным только при условии качественного исполнения продукта и профессионального управления. «К сожалению, некоторые проекты, реализованные в Москве или Санкт-Петербурге, больше похожи на коммунальные квартиры и управляются собственниками» – считает эксперт. В то же время, проекты WeLive, Roam, Common, реализуемые за рубежом, представляют собой качественные продукты с обширной инфраструктурой. Кроме того, компания Ascott, профессионально управляющая сервисными апартаментами по всему миру, создала бренд Lyf, который будет представлять собой именно коливинг. Первые объекты под этим брендом должны открыться в 2018 году в Китае.

«На мой взгляд, реализация коливингов может быть успешной, если они будут включены в другие проекты с бизнес-составляющей, которые находятся в удачной локации с развитой инфраструктурой и уже довольно успешно функционируют на рынке и генерируют хороший трафик», – считает исполнительный директор департамента управления проектами и контроля строительства Colliers International Амель Джерруди.  

По мнению Ирины Акутовой, для развития коливингов первоочередное значение будет иметь его тематизация, четко отвечающая на вопрос о том, зачем успешным людям жить под одной крышей. Это могут быть интересующие всех IT-технологии, спорт, похудение, фитнес и т.п. Коливинги для художников и танцоров в плане обмена опытом были бы более чем уместны, но представители этих профессий вряд ли могут оплачивать ренту в 50 тыс. руб. за комнату в месяц. Таким образом, формат коливинга уместен для краткосрочного, «проектного» проживания – запустить стартап, пройти месячный курс похудения и т.д. Поэтому и пространство должно быть достаточно гибким. Если будет яркая идея и ее реализация, профессиональное управление этим бизнесом, позволяющее, к примеру, обучить чему-либо жильцов, либо помочь им похудеть, то формат окажется востребованным.

 

Прогнозы на будущее

По мнению директора департамента управления продажами жилых проектов Knight Frank Ольги Широковой, в ближайшем будущем количество людей, для которых такой формат проживания станет привлекательным, будет увеличиваться. Все это связано, в первую очередь, со сменой поколений, их отношением к жизни. Поколение Х стремится к достаточно четкому разделению сфер жизни на работу, семью, отдых и т.д., они сильно привязаны к одному месту, к переездам относятся с большой настороженностью. Поколение Y (миллениалы), напротив, стремится к объединению и увязке всех сфер жизни в единое целое, что обусловлено потребностью в постоянном социальном взаимодействии. Они мобильны и приветствуют разнообразие. При этом  миллениалы становятся более требовательными к качеству жилья. Для них имеют существенное значение локация, транспортная доступность, соседи, доступность инфраструктуры, уровень отделки и т.д.  

Несмотря на слабое развитие формата в России, нельзя исключать вероятности того, что он все-таки получит дальнейшее развитие. Однако чтобы не превратится в дорогую коммуналку с улучшенным сервисом и дизайном, важно всегда ориентироваться на четкую целевую аудиторию, состоящую из представителей какой-либо сферы деятельности, либо конкретные цели, в достижении которых коливинги будут помогать своим постояльцам. Их главная «изюминка» именно в этом.

 

 Александр Ковалевский 

 

 

к разделу Актуально

Будь в курсе

Подпишись на новостную рассылку «Коммерческая недвижимость день за днем»

Подписаться

Спасибо!

Вы подписаны на нашу рассылку

Вы подписаны на нашу рассылку