imagespecial

Елена Бичина: "Рынок доставки еды все больше переходит в онлайн"

Рынок доставки еды уже несколько лет подряд демонстрирует невероятные темпы роста. Конкуренция в этом бизнесе становится жесткой, а это значит, что основные игроки вынуждены постоянно изобретать новые механизмы совершенствования сервиса доставки. О том, почему в регионах все еще заказывают пиццу офлайн, и как нейросети помогают оценивать качество еды, мы побеседовали с Еленой Бичиной, генеральным директором ООО "Пи Джей СПБ"("Папа Джонс").

Разделяете ли вы мнение о том, что что за последнее время рынок общепита в сегменте фастфуда и пиццерий не только не просел, но даже показал рост?

Наши показатели по продажам и количеству новых клиентов, действительно, говорят о росте сегмента пиццы. Сегодня на рынке общепита появляются новые игроки, новые форматы и направления: доставка продуктов для приготовления ужинов, тенденция к использованию экологически чистых продуктов и этическому потреблению. Повышенный спрос на разнообразную еду создает большой потенциал и для бизнеса в сегменте быстрого питания и пиццы. Наша компания в этом году открыла уже более 30 ресторанов, и мы продолжаем масштабироваться в городах присутствия и выходить на новые регионы.

Насколько сложно было выводить бизнес в крупные города, где уже есть свои сильные игроки? 

Большой сложности это не составляет, а мы используем наработанную модель оценки потенциала присутствия в будущем регионе. Конечно, начинаем с выявления и анализа конкурентов, но это не основной критерий для принятия решения по входу на рынок крупного регионального города. Гораздо важнее экономические факторы: конъюнктурные характеристики региона, объем рынка, доходность населения, средняя арендная ставка по коммерческой площади и тому подобное.

С какими трудностями вы столкнулись при освоении региональных рынков России?

Я бы не назвала это трудностями, скорее особенностями. В частности, нам пришлось адаптировать свою территориальную маркетинговую стратегию по запуску проектов. Дело в том, что рынок потребления в регионах до сих пор больше ориентирован на офлайн – в интернете заказывают меньше. Поэтому в регионах, в отличие от Москвы, мы сфокусировались на офлайн-акциях.  

Планируете ли вы и дальше развивать географию роста сети?

Да, и у компании большие планы. В ближайший год мы собираемся развивать сеть в Сибирском, Уральском, Приволжском, Южном и Северо-Западном федеральных округах.

Насколько отличается потребительское поведение  в заведениях вашего формата от ресторанов и кафе других сегментов?

Потребительское поведение различается в зависимости от цели – посидеть в новой обстановке в ресторане или заказать еду домой. У нас есть и рестораны с залами, и точки, которые работают исключительно на доставку, и она становится все популярнее. Сегодня наши пиццерии на 75% загружены именно заказами на доставку. При этом в крупных городах более 80% всех заказов поступают онлайн с сайта или мобильного приложения – полагаю, это общий тренд по всему рынку доставки. В целом же у разных сегментов общепита разная целевая аудитория. Наше ключевое отличие – это лояльность к бренду и продукту. Мы ценим наших постоянных клиентов, и они ценят нас за стабильно высокое качество.

Каков стандартный формат ваших кафе, какие помещения вы занимаете?

Как я уже упоминала, мы используем два основных формата ресторанов. Первый подразумевает помещение с небольшим залом общей площадью 150-200 кв. м, где можно посидеть вечером всей семьей, с детской зоной и телевизорами. Строительно-ремонтные работы и оборудование для открытия такого ресторана стоят около 7-8 млн рублей, в зависимости от площади. Второй формат (только на доставку и заказы на вынос) – это исключительно производство, для него достаточно помещения около 90 кв. м под технологическую часть и небольшой зоны с окном для выдачи заказов. Строительство такого ресторана обходится в 4-5 млн рублей.

Вы стремитесь развиваться преимущественно в центральных частях городов или также и в спальных районах? 

Поскольку основной наш потребитель заказывает пиццу домой с доставкой, мы делаем упор на густонаселенные спальные районы, в которых много новостроек. Однако при этом наша цель в любом городе – сделать так, чтобы любой житель из любой точки смог быстро получить горячую свежую пиццу. Поэтому мы стараемся строить рестораны таким образом, чтобы зона доставки смогла покрыть весь город.

Каково соотношение между клиентами, которые заказывают доставку и сами приходят в кафе?

Это во многом зависит от локации. Например, в центральных районах, где много офисов и высокий пешеходный трафик в будни, многие клиенты предпочитают приходить за заказом, а в спальных районах больше заказывают доставку. В целом по России соотношение – 75% заказов на доставку и по 11% заказов в зале и на самовывоз. Хотя в Санкт-Петербурге, например, доля доставки несколько ниже – 67%, а доля заказов в зале и на самовывоз (15% и 17% соответственно) выше, чем по сети в целом.

Как вы оцениваете уровень конкуренции в вашем бизнесе? Как вы оцениваете потенциал роста рынка доставки еды?

Если говорить о крупных городах нашего присутствия (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск), то тут рынок доставки пиццы очень насыщен, конкуренция во всех ценовых категориях очень высока. Здесь практически любой клиент может выбрать из десятка предложений с широким ассортиментом и ценовой политикой. Но, на наш взгляд, потолок роста еще далеко не достигнут – всегда есть пространство для изменений, для реагирования на меняющиеся потребности и ожидания клиентов. Еда – это то, что всегда будет интересовать людей, важно грамотно использовать этот интерес и предлагать людям то, что отвечает их запросу.

Какие тенденции на рынке вашего сегмента общепита наблюдались в последнее время как с точки зрения структуры спроса, так и с точки зрения развития форматов бизнеса?

Основная тенденция, на наш взгляд, – это переход заказов в онлайн и спрос на новые информационные технологии для заказов и доставки.  Поэтому и сами онлайн-сервисы становятся более прозрачными, удобными для использования. Среди конкурентов мы видим тенденцию на расширение ассортимента, когда в одной компании можно заказать почти любое блюдо. Популярными стали новые небольшие форматы – бургерные, пекарни, стритфуд.

Сейчас многие игроки рынка уделяют большое внимание спорту и пытаются развернуть интерес к спорту в свою сторону, учитывая, что болельщики любят заказывать пиццу во время соревнований.

Абсолютно верно. Конечно, и мы не могли пройти мимо таких глобальных спортивных событий. В некоторых ресторанах "Папа Джонс" транслировались матчи для тех, кто хотел поболеть за любимую команду с пиццей в компании друзей. Мы следили за результатами матчей и, конечно, сами болели за сборную. Когда в игре с Испанией наш голкипер принес победу, мы выразили свое восхищение, наградив его годовым запасом пиццы. Кроме того, мы запустили на сайте игру: участники прогнозировали результаты матчей, собирая виртуальные "мячи" за правильные ответы. Призовой фонд – 1,5 млн рублей, победители будут объявлены до 20 июля.

Но мы не ограничиваемся футболом в своей любви к спорту. Недавно коммерческим партнером и лицом рекламных роликов сети стал знаменитый хоккеист Александр Овечкин. Мы сотрудничаем и дружим с благотворительным фондом "Кириленко – детям": вместе строим баскетбольные площадки, чтобы сделать спорт более популярным среди детей и подростков. В дальнейшем планируем еще больше интегрироваться в спортивные мероприятия, так как это интересно и нам, и нашей аудитории.

Расскажите о планах развития бренда и том, какие задачи минимум и максимум вы ставите для себя на этом рынке.

Задачей минимум можно назвать работу в действующих ресторанах: сократить время доставки, повысить уровень сервиса и поддерживать высокие стандарты качества в любой нашей точке. Что касается глобальных долгосрочных проектов, к 2020 году мы планируем расширить сеть собственных ресторанов до 450 и вырасти в крупную социально-ориентированную компанию, которая не только доставляет качественную пиццу, но и активно участвует в общественной жизни. Еще одна цель – развивать IT-составляющую бизнеса, создавая и внедряя современные разработки в ответ на спрос потребителей.

Расскажите о вашей программе франчайзинга и о том, каковы планы по ее расширению.

Ключевой посыл нашей франчайзинговой программы – это надежная и постоянная поддержка существующих и будущих партнеров. Мы не просто продаем бизнес-модель, а плотно взаимодействуем с франчайзи и до, и после открытия ресторанов, предоставляя им свои компетенции и наработанные ресурсы. Доказательство эффективного сотрудничества – совместно пережитые экономические кризисы и то, что за 3 последних года мы не закрыли ни одного партнерского ресторана.

Расширять программу франчайзинга будем за счет развития внутренних ресурсов: планируем реструктурировать франчайзинговый департамент и усовершенствовать взаимодействие с партнерами – в частности, создать интранет-портал.

Как Вам удается следить за соблюдением стандартов бренда?

Что касается соблюдения стандартов, у нас есть строгие механизмы контроля. Головная компания отслеживает все этапы запуска нового партнерского ресторана – от строительства и маркетинговой стратегии до правильной температуры теста в уже открытой пиццерии. Для проверки мы проводим внутренние и внешние аудиты и внедряем информационные технологии. Например, все рестораны сети используют систему оценки качества пиццы, основанную на искусственном интеллекте. Нейросеть определяет соответствие вышедшей из печи пиццы стандартам бренда по 10-балльной шкале: если пицца получает меньше 8 баллов, заказ переделывается.  

Беседу вел Сергей Михайлов

к разделу Интервью

Будь в курсе

Подпишись на новостную рассылку «Коммерческая недвижимость день за днем»

Подписаться

Спасибо!

Вы подписаны на нашу рассылку

Вы подписаны на нашу рассылку