Девелопмент с Китаем - дело тонкое

3 апреля 2013, г. Москва

У китайского бизнеса пока не получается реализовать проекты в российском девелопменте. Ранее Shandong Tiantai Construction вышла из партнерства с компанией «Мортон», а сейчас корпорации «Шифэн» прекратила переговоры с группой «Ташир» Самвела Карапетяна. Планировалось, что компании совместно могут возвести на МКАД рынок для продажи товаров из Китая.

Возведение торгового комплекса «Москва—Иу» (Иу — город в 300 км от Шанхая) общей площадью 100 тысяч квадратных метров на пересечении Дмитровского шоссе и МКАД было представлено осенью 2011 года. Исходя из проекта, комплекс должен был принять вид крытого рынка для реализации китайских товаров.

Ранее говорилось, что собственник проекта, группа «Ташир» Самвела Карапетяна, предоставляет земельный участок и строительные мощности, а организацию торговли берет на себя китайская «Шифэн». Планировалось, что у «Ташира» будет 75% проекта, у китайцев — 25%.

Сейчас в компании Ташир подчёркивают, что у группы нет китайских партнеров в проекте возведения комплекса на пересечении Дмитровского шоссе и МКАД, компания строит комплекс оптовой торговли самостоятельно своими силами. Торговый комплекс получит название «Бухта», а внутри него разместятся производители текстиля и продуктов из разных государств

Самым масштабным московским строительным проектом, в котором участвовала китайская сторона, можно считать торгово-выставочный комплекс Greenwood площадью 130 тыс. кв. м, возведённый рядом с Красногорском корпорацией «Чэнтун». Инвестиции в проект составили 350 млн долларов. Более масштабный проект — по возведению китайского делового центра «Парк Хуамин» общей площадью 200 тыс. кв. м недалеко от станции метро «Ботанический сад» и стоимостью 700 млн долларов — был запущен еще в 2004 году, но на данный момент заморожен. А в прошедшем марте стало известно, что китайских партнеров лишилась группа «Мортон», один из крупнейших девелоперов Новой Москвы: китайская Shandong Tiantai Construction планировала вложить примерно 100 млн долларов в возведение жилья в Балашихе и Лобне на площадках «Мортона», но партнерство расстроилось.

По словам Ильи Шуравина, директор департамента торговой недвижимости, партнер S.A. Ricci, работа с китайским бизнесом сопряжена с очень большими расхождениями в ментальности народов, в совершенно иной бизнес-культуре. «Что касается конкретно Дмитровского шоссе, то, скорее всего, «Ташир» сделал вполне разумный вывод о нецелесообразности по сути, платить 25% проекта за организацию менеджмента процесса, если можно этот процесс модерировать самим. Вообще, нужно оценивать и риски – далеко не везде идеи с рынками были успешно реализованы, бывали и провальные случаи, и фальстарты. С другой стороны, есть и очень успешные примеры антикризисных решений, так рынок в Дубровке занимает десятки тысяч метров бывших заводских площадей и притягивает огромное количество покупателей», - подчеркнул эксперт.

Юлия Соколова, директор по сдаче в аренду торговых центров, Knight Frank отмечает, что в торговой недвижимости в Москве сложно привести удачный пример взаимодействия с азиатскими партнёрами, возможно, на Дальнем Востоке таких примеров больше, а на сегодняшний день самое «удачное» сотрудничество только с корейской компанией Lotte.

На данный момент для размещения бизнеса китайских торговцев работают рынки «Южные ворота» и «Дубровка». Недалеко от поселка Коммунарка возводится торгово-логистический центр «Лотос-Сити», совокупная площадь которого составит 1,5 млн кв. м. Первая очередь должна быть готова к лету; из 20 тыс. торговых мест 500 получат китайские торговцы из Гуандуна.

Валентин Гаврилов, директор отдела исследований рынка CBRE, считает, что мелкооптовые торговые комплексы могут быть успешными. «Однако возможности их развития ограничиваются форматом: объективно Москве не требуется большое количество таких объектов. Успешные мелкооптовые торговые комплексы могут иметь доходность 20-30% и более. При этом процент неудачных проектов достаточно высок», - добавил специалист.

Андрей Васюткин, руководитель отдела исследований и консалтинга компании МАГАЗИН МАГАЗИНОВ, говорит о том, что почему-то принято считать, что рынки приносят сумасшедшую доходность. «Но не надо забывать, что подобные проекты также имеют высокие рыночные риски. Все-таки подобные форматы теряют свою привлекательность для покупателей крупных городов Крупнейшие комплексы – «Дубровка», «Садовод» - «недозаполнены», но при этом строятся все новые проекты, причем, зачастую в голом поле. Кроме того, подобные проекты рассчитаны на быструю окупаемость за счет арендных поступлений, но не имеют инвестиционной стоимости – в этом они проигрывают современным ТЦ», - подытожил Васютин.

Сергей Михайлов

к ленте новостей

Будь в курсе

Подпишись на новостную рассылку «Коммерческая недвижимость день за днем»

Подписаться

Спасибо!

Вы подписаны на нашу рассылку

Вы подписаны на нашу рассылку