Эксперты: посещаемость московских торговых центров упала из-за оптимизации затрат

Эксперты Knight Frank опросили основных торговых операторов разных профилей, чтобы выяснить, насколько текущая экономическая ситуация повлияла на их активность и позиционирование на рынке торговой недвижимости.

Большинство торговых операторов отмечают падение покупательского спроса, что в некоторых случаях выражается в снижении посещаемости магазинов. Так, например, посещаемость московских торговых центров в октябре продемонстрировала 5% снижение по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом сокращение оборотов в среднем по рынку составило 5-10% относительно аналогичного периода 2013 года. Как считают эксперты, это  свидетельствует в пользу того факта, что покупатели оптимизируют свои затраты.

Отмечается, что операторы разных профилей и ценовых сегментов по-разному переживают сложившуюся экономическую ситуацию. Так, больше всего страдают операторы сегмента «средний плюс», поскольку наибольшую осторожность в финансовых вопросах в кризисные периоды проявляют именно те, кто составляет его целевую аудиторию. Уровень товарооборота в данном сегменте в среднем по рынку снизился на 15-20%.

Что касается профилей, то наиболее оптимистичны на сегодняшний день продуктовые сети, некоторые из которых (преимущественно низкого и среднего ценовых сегментов) отмечают рост числа посетителей. Сложнее всего в текущей ситуации приходится fashion-брендам. В данной категории отмечается как снижение числа покупателей, так и сокращение среднего чека в среднем на 5-7%.

Еще одним следствием текущей экономической ситуации и длительного ослабления рубля становится рост доли арендной платы по отношению к товарообороту, что является критичным для многих компаний. В результате операторы пересогласовывают с собственниками условия аренды. Девелоперы, в свою очередь, в большинстве своем идут навстречу арендаторам.

Кроме того, на операторов, реализующих европейские и американские товары, значительное давление оказывает продолжающееся ослабление рубля, что приводит к снижению маржинальности бизнеса. В качестве примера можно привести группу компаний «Маратекс», которая приняла решение о закрытии в России сетей OVS, River Island и Esprit, развиваемых компанией по франшизе. Компании, не готовые к столь радикальным действиям, вынуждены поднимать конечную цену товаров - уже сейчас заметно повышение цен на некоторые позиции до 10%.

Большинство операторов пересмотрели планы экспансии - по состоянию на начало ноября 2014 года более 100 сетей приостановили свое развитие в России. Особую осторожность операторы проявляют в отношении новых торговых объектов. Теперь для открытия магазинов они рассматривают только беспроигрышные варианты.

к ленте новостей

Будь в курсе

Подпишись на новостную рассылку «Коммерческая недвижимость день за днем»

Подписаться

Спасибо!

Вы подписаны на нашу рассылку

Вы подписаны на нашу рассылку