Уральский форпост китайского онлайн-ритейла

10 июля 2015

Международный союз коммерческих организаций Китая и Корпорация развития Среднего Урала заключили в Екатеринбурге соглашение, по условиям которого будет запущен процесс привлечения китайских компаний на площадки нового российско-китайского бизнес-парка. Размер инвестиций в создание проекта составит около 20 млрд рублей. При этом одними из основных инвесторов проекта станут крупнейшие китайские интернет-ритейлеры.

В частности, к работе над созданием комплекса подключатся компании, занимающихся продажей высокотехнологичных товаров, а также вновь формируемые в партнёрстве с местными предприятиями совместные производства. По данным представителей Корпорации развития Среднего Урала, на данный момент уже подписаны предварительные соглашения такими известными китайскими компаниями, как AliExpress, Taobao, JD.com и так далее.

Михаил Тюнин, руководитель отдела складской и индустриальной недвижимости Knight Frank Saint Petersburg, говорит о том, что выход на российский рынок китайских интернет-ритейлеров может глобально изменить текущую расстановку сил. "AliExpress, Taobao, JD.com - это мировые гиганты и если они действительно примут решение активно развиваться в России, то нас ждет полный передел рынка, усиление конкуренции и, как следствие, серьезное развитие сегмента электронной коммерции", - подчеркнул он.

Международный бизнес-парк суммарной площадью более 600 тыс. кв. м будет создаваться на базе уже функционирующего торгово-складского комплекса "Чкаловский" в Екатеринбурге, расположенного рядом с аэропортом Кольцово. В состав проекта войдут офисные, складские и производственные помещения.

Директор по инфраструктурным проектам департамента стратегического консалтинга NAI Becar Константин Королев считает, что было бы логично сделать распределительный центр в ДФО, где действует ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в РФ", и там можно получить льготы по налогам на имущество и отчислениям во внебюджетные фонды. "Поэтому нужно взвесить выгоду от того, что площадка находится ближе к центру России и между тем, чтобы сделать перевалочную точку в Приморском крае. Есть расчеты, которые показывают, что выгода, к примеру, промпроизводства в этих ТОРах составляет порядка 5% по отношению к аналогичным объектам вне ТОРов. Это может быть интересно для логистики и интернет-торговли в том числе, поскольку можно хранить товары на складе и проходить таможню уже после продажи, при отправке. А вне Дальневосточного федерального округа ТОРов не будет еще ближайшие три года", - сообщил эксперт.

Оксана Федулова, заместитель директора отдела исследований рынка CBRE, отмечает, что  рынок интернет-торговли РФ по итогам 2014 года составил 683 млрд рублей. При этом российский рынок фулфилмента (фулфилмент-компании занимаются логистическим сопровождением он-лайн ритейла)  находится на стадии формирования. В 2014 году объем рынка оценивается в 7,8 млрд рублей.Склады 14 крупнейших фулфилмент-игроков рынка расположены преимущественно в Москве и  Подмосковье. На втором месте с существенным отставанием находится Санкт-Петербург, складские площади он-лайн ритейла в регионах представлены единичными проектами, как, например, склады Otto Group в Твери.Приход новых игроков на рынок он-лайн ритейла России, безусловно, будет стимулировать развитие этого сегмента", - уверена Федулова.

Помимо этого, уже заключено соглашение с властями приграничного китайского города Харбин, предусматривающее формирование на Урале центра трансграничной электронной коммерции. Этот логистический центр должен в будущем позволить жителям РФ начать покупать товары на электронных площадках Китая. Сейчас власти региона ищут площадку для сооружения склада, на котором будут храниться товары из КНР, предназначенные для российских покупателей.

Олеся Дзюба, руководитель департамента аналитики компании Colliers International в России, отмечает, что Екатеринбург является одним из наиболее развитых регионов в складской недвижимости после Москвы и Санкт-Петербурга. "Общее качественное предложение на рынке составляет более 670 тыс. кв. м, а уровень вакантных помещений колеблется от 1 до 3%. Поскольку Екатеринбург - крупный транспортный и торгово-распределительный центр, вызывающий интерес у федеральных торговых сетей, рынок складской недвижимости региона является одним из самых перспективных для строительства новых логистических объектов", - добавила специалист.

Также не исключается возможность, что для проекта предоставят таможенные льготы и минимизируют стоимость и сроки получения этих заказов покупателями из РФ.

Стоит отметить, что все последние годы онлайн-ритейл в России развивается крайне динамично, однако еще не вышел на уровень развитых стран. Ежегодный прирост, по мнению аналитиков, ожидается на уровне 30%, что будет основной движущей силой увеличения спроса на склады в среднесрочной перспективе. Помимо этого, такой рост привлекает розничных операторов традиционных магазинов: на фоне низкой доли онлайн-продаж в их выручке (около 10%) потенциал роста таких операторов в сегменте онлайн высокий. Главным образом в России в онлайне приобретают бытовую технику и электронику, реже - одежду, игрушки и продукты питания. Такое распределение характерно для развивающихся стран.

Китайские же корпорации, о которых говорилось выше, особенно активно захватывают рынки развивающихся стран. Скорее всего, они активно вложатся в маркетинг и рекламу своих сетей в России, что позволит в целом поднять уровень проникновения онлайн-коммерции и станет толчком к развитию рынка.

По словам Михаила Якубова, руководителя направления консалтинга девелоперских проектов компании JLL, если говорить о развитии онлайн-ритейла, то, безусловно, крупнейшими рынками сбыта выступают Москва и Санкт-Петербург, но основной прирост идет за счет региональных пользователей, что формирует потребность в логистической инфраструктуре в регионах. "В то же время идея организовывать логистику из "центра страны" - Екатеринбурга - выглядит странно. Обычно логистическая инфраструктура привязывается либо к перевалочным пунктам, например, портам, аэропортам, железной дороге, либо крупным рынкам сбыта. И если мыслить традиционной схемой построения логистической цепочки, не совсем понятно, почему выбран именно Екатеринбург. Стимулировать формирование такого хаба именно здесь, можно, к примеру, за счет предоставления особых условий для растаможивания грузов именно здесь - создания специальной зоны с льготами", - добавил эксперт.

к ленте новостей

Будь в курсе

Подпишись на новостную рассылку «Коммерческая недвижимость день за днем»

Подписаться

Спасибо!

Вы подписаны на нашу рассылку

Вы подписаны на нашу рассылку