Форт Константин на страже туризма в Кронштадте

10 мая

Петербургская компания "Третий парк", арендующая форт "Константин" в Кронштадте, направила заявку на финансирование реставрации этого памятника по ФЦП "Культура России". Исходя из условий аренды, автобусному перевозчику в ближайшие годы необходимо инвестировать в восстановление исторического объекта 490 млн рублей. В противном случае памятник будет изъят у компании.

Для заявителя такие расходы являются чрезмерно высокими и могут не окупиться. Однако "Третий парк" уже инвестировал значительные средства в благоустройство форта и не хочет его лишиться. Арендатор рассчитывает на то, что Минкульт частично профинансирует реставрационные работы, пишут "Ведомости".

АО "Третий парк" является учредителем арендатора форта "Великий князь Константин". Компания сформировала заявку в Министерство культуры РФ после заключения трехстороннего договора с Центром подводных исследований Российского географического общества и ГБУ "Музей истории Кронштадта" о формировании на территории форта современного музейного комплекса.

Исходя из данного договора, арендатор объекта проведет работы по приспособлению помещений форта для размещения экспозиции, а затем на безвозмездных условиях предоставит их Музею истории Кронштадта. В музее будут демонстрироваться экспонаты, касающиеся истории военного и торгового флота. Часть экспозиции будет сформирована из артефактов, поднятых ЦПИ РГО со дна Финского залива. Инвестор надеется, что музей поможет увеличить туристический трафик и улучшить показатели работы остальных объектов на территории исторического форта - трехзвездочной гостиницы, ресторана и яхт-клуба с инфраструктурой для зимнего хранения лодок. При этом инвестор не будет продавать билеты для осмотра экспозиции. Взимать плату за вход и определять стоимость услуг будет музей. Именно поэтому инвестиции в ремонтные работы напрямую не смогут окупиться.

По мнению Владислава Фадеева, руководителя отдела исследований компании JLL в Санкт-Петербурге, создание музея увеличит посещаемость форта "Константин", при этом увеличится и время пребывания в данной локации. "Как следствие, посетители будут тратить больше денег и на всех смежных объектах, помимо самого музея. На мой взгляд, данный рост трафика неизбежно будет конвертирован в коммерческий. Форт "Константин" - лишь одна из территорий Санкт-Петербурга, потенциал которой можно развивать. Наличие КАД облегчает доступ на автомобильном транспорте, однако необходимо прикладывать существенные усилия по привлечению туристов, как в форт, так и в другие форты и Кронштадт", - заключил эксперт.

В документах арендатором комплекса оборонительных сооружений указано ЗАО "Морская лига", которым управляет "Третий парк". ЗАО взяло форт в аренду в 2001 году. На тот момент комплекс находился на учете в городском комитете по использованию и охране памятников. Сейчас форт получил статус памятника федерального значения. В 2013 году он был передан в ведение Агентства по управлению и использованию памятников истории и культуры. В 2014 году агентство провело проверку корректности выполнения обязательств "Морской лиги". Инвестор обещал создать на территории форта музей и детский яхт-клуб. Однако на момент проверки эти условия выполнены не были.

В начале 2017 года арендатор заключил с АУИПИК новый компромиссный договор. Однако от "Морской лиги" все еще требуется вложить в реконструкцию форта значительные средства. Кроме ежегодной арендной платы в реставрацию памятник необходимо инвестировать 490 млн рублей. В 2015 году "Морская лига" при обороте в 44,5 млн рублей получила убыток в 2,8 млн. Оборот "Третьего парка" в 2016 году составил 4 млрд рублей, а прибыль - 57,7 млн.

Стоит отметить, что исходя из подсчетов "Третьего парка", в прошлом году форт посетили более 100 тыс. туристов. При этом РГО ранее заявляла о планах строительства подводного музея в "Петровском доке" Кронштадта. Стоимость проекта оценивается в 6 млрд рублей. Создание новых музейных объектов может повлиять на рост туристического потока, но многое зависит от способности новых музеев привлекать эти потоки, выдерживать конкуренцию за туристов в очень насыщенном музеями регионе. При этом уникальность музея, конечно, является положительным фактором, но также может и означать интерес к объекту со стороны сравнительно узкого круга туристов.

Игорь Кокорев, руководитель отдела стратегического консалтинга Knight Frank St. Petersburg, считает, что Кронштадт обладает очень высоким туристическим потенциалом. "На сравнительно небольшой территории острова размещается большое количество разнообразных объектов туристического притяжения: Морской собор, комплекс сооружений Петровского дока, портовые территории, большое количество фортификационных сооружений, зеленые зоны и пляжи и прочее. К тому же после ввода движения по всей дамбе и тоннеля под морским каналом доступность острова для туристов существенно улучшилась. Но есть и сложности. Во-первых, состояние, как самих объектов, так и туристической инфраструктуры, хотя есть и исключения, например, отреставрированный собор. Во-вторых, сильная конкуренция, поскольку Кронштадт при всей его уникальности имеет таких сильных пригородных конкурентов за туристические потоки как Петергоф, Ломоносов, Пушкин, Павловск, а с точки зрения природной составляющей: Сестрорецк, Репино, Комарово, Зеленогорск. При этом инфраструктура для туристов - рестораны, развлечения, отели, музеи, благоустроенные территории для отдыха - у названных конкурентов зачастую развита лучше", - анализирует специалист.

к ленте новостей

Будь в курсе

Подпишись на новостную рассылку «Коммерческая недвижимость день за днем»

Подписаться

Спасибо!

Вы подписаны на нашу рассылку

Вы подписаны на нашу рассылку