Для петербургских алкомаркетов готовят полусухой закон

26 июня

На прошлой неделе Законодательное собрание Санкт-Петербурга заявило о том, что может утвердить поправки в региональный закон об обороте алкогольной продукции. Изменения предполагают запрет продажи спиртных напитков навынос в ночное время суток. За последние годы формат магазинов-баров и алкомаркетов переживал в городе настоящий бум. При этом эксперты уверены, что игроки рынка смогут найти юридические лазейки и в новом законе.

Поправки уже одобрил комитет городского парламента по законодательству, однако запрет вступит в силу не раньше осени. Принять закон до завершения весенней сессии парламентарии не успевают.

При помощи такого запрета региональные парламентарии намерены бороться с заведениями, которые обходят запрет на торговлю алкоголем в розницу, действующий в Северной столице с 22:00 до 11:00. Сейчас многие сетевые магазины-бары работают в качестве ритейл-точек в круглосуточном режиме, лишь формально позиционируя себя как кафе.

Продавцы в таких магазинах реализуют алкоголь в отрытых бутылках в любое время суток. С юридической точки зрения эти торговые точки действуют легально. Однако они работают как обычный магазин, где в ночное время можно приобрести любой спиртной напиток, заявил глава комитета по законодательству Денис Четырбок.

По его словам, рядом с такими магазинами в ночное время наблюдается сильный шум, на который жалуются местные жители. Чиновники планируют, что инициатива будет принята в осеннюю сессию Законодательного собрания. Коммерческие структуры, нарушившие запрет на торговлю алкоголем ночью навынос, не будут нести никакой дополнительной ответственности, помимо той, что описана в статье 14.16 КоАП РФ о нарушении правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

По словам Марины Пузановой, руководителя отдела коммерческой недвижимости Knight Frank St Petersburg, деятельность тех точек, которые открывались с целью торговать в обход закона, маскируя магазин под бар, будет под вопросом, а рентабельность снизится. "Если основной их оборот приходился именно на ночное время, есть вероятность, что некоторые магазины закроются. Однако нужно понимать, насколько действительно закон может помешать такой деятельности, ведь компании могут найти лазейку, как и в нынешней ситуации. Также важно, как будет контролироваться исполнение этого закона, как можно будет доказать факт нарушения. Какое-то время это позволит экспериментировать обеим сторонам процесса. Алкогольным ритейлерам непросто развивать сетью, поскольку у них много норм и ограничений при открытии точки для получения алкогольной лицензии. Они с особой тщательностью подходят к решению этого вопроса: выбирают место с одной стороны с подходящим трафиком, той аудиторией, которая им нужна, а с другой стороны, соответствующее всем необходимым нормам. В этом плане, возможно, произойдет какое-то перераспределение площадей", — отметила эксперт.

В случае вступления поправок у законную силу, алкогольную продукцию в заведениях общепита станет возможно приобрести лишь в розлив, а под запрет могут попасть такие крупные сети магазинов-баров, как "РосАл 24".

Предыдущие несколько лет в Санкт-Петербурге наблюдался настоящий бум развития сетевых алкомаркетов. В городе активно расширялись, как местные игроки, так и федеральные компании. Часть из них функционируют именно в формате магазинов-баров. Только по официальным данным, по 75 адресам в Санкт-Петербурге можно приобрести любые спиртные напитки во всех видах тары навынос ночью. При этом в целом порядка 20% розничных несетевых точек торгуют без лицензии или торгуют в ночное время.

Аналитики отмечают, что на этот рынок сегодня выходят и новые игроки, большинство из которых работают в сегментах "средний" и "ниже среднего". Такие компании выбирают небольшие помещения, от 60 кв. м. Так, в 2016 году на рынок вышли сети "Крепость 24" и "Русалка". В более высокой ценовой категории открылось "Ателье вина Абрау-Дюрсо" на территории ТРЦ "Великан-парк".

Руководитель направления стрит-ритейла компании JLL в Санкт-Петербурге Юлия Корчемная говорит о том, что на этом рынке часто происходит ротация — закрытие одних точек и открытие на их месте других, но рынок в количественном отношении меняется слабо. "Заявлений и анонсов было больше, чем фактических открытий. Магазины алкогольной продукции, как правило, занимают помещения от 120 кв. м до 150 кв. м, в основном выбирая районы массовой жилой застройки", — заключила специалист.

Елена Тищенко, заместитель руководителя отдела исследований рынка недвижимости компании Maris в ассоциации с CBRE, указывает на то, что активное развитие алкогольных ритейлеров в кризисный период привело к перенасыщению рынка и спаду спроса, вследствие чего данный торговый сегмент сейчас испытывает трудности. "Тем не менее в 2016 году на рынок алкогольной продукции продолжали выходить новые игроки. Среди новых сетей алкогольной розницы открывались такие как, сеть алкомаркетов "Русалка", "Красное & Белое","Пятьница", "Виньон" и "Есенин"", — подчеркнула специалист.

Полный список ритейлеров и франчайзи смотрите здесь.

к ленте новостей

Будь в курсе

Подпишись на новостную рассылку «Коммерческая недвижимость день за днем»

Подписаться

Спасибо!

Вы подписаны на нашу рассылку

Вы подписаны на нашу рассылку