imagespecial

Торговый центр - Дом культуры XXI века

Сегодня перед торговыми центрами стоят новые задачи. Из-за сложностей в экономике люди сокращают расходы на покупку новой одежды и электроники и более осознанно и рационально подходят к своим тратам на досуг и развлечения. Посещаемость традиционных торговых комплексов, где обязательно имеются супермаркет, кинотеатр, магазины электроники, спортивных и детских товаров, в последние годы неуклонно падает. Проверенный набор самых популярных брендов уже не привлекает покупателей. Можно было бы списать это на влияние экономического кризиса, но дело не только в этом. Чтобы сохранить трафик и привлечь новых посетителей, торговым комплексам предстоит изменить привычную концепцию и стать не просто местом для шопинга, а объектами социально-культурного назначения.

Новые вызовы

Последние годы ритейлеры ломают голову, как перестать быть витриной для онлайн-магазинов. Люди с удовольствием приходят в гипермаркеты, чтобы присмотреть себе новую технику, а потом заказать ее в онлайн-магазине. Поэтому сейчас магазины электроники предпочитают не арендовать большие площади, так как они уже не создают необходимый трафик. По той же причине значительная часть традиционных арендаторов торговых площадей и вовсе полностью уходит в сеть. Владельцы торговых центров сегодня стоят перед задачей наполнить свои комплексы новыми объектами, которые будут привлекать посетителей, а лучше — заставлять их регулярно приходить сюда. Люди уже не так часто ходят в ТЦ, чтобы купить новую одежду или обувь, а вот спортивные занятия, образовательные курсы или выставки стали посещать гораздо чаще. Поэтому в ближайшие годы на рынке будут активно развиваться три основных тренда: образование, культура и спорт.

Образовательные проекты

В новых торговых комплексах открываются необычные образовательные и одновременно развлекательные проекты для детей, такие как "КидБург" или "Кидзания". Они пользуются бешеной популярностью как у детей, так и у их родителей, ведь это не просто парки развлечений, дети в игровой форме могут попробовать новую профессию. Я уверен, в ближайшее время будут появляться все больше образовательных проектов не только для детей, но и для взрослых. Сейчас становятся очень популярными образовательные лекции по истории искусства, литературе, архитектуре, появляется много различных курсов, где можно повысить квалификацию или освоить новую специальность. Со временем эти проекты будут искать более удобные площадки для проведения своих занятий и открываться в торговых центрах.

Культура

Сильным центром притяжения в последние годы стали культурные объекты. Посмотрите, какие очереди выстраиваются на выставку Айвазовского или Рафаэля, это говорит о том, что у людей имеется огромная потребность в культурном досуге. Владельцы торговых комплексов понимают этот новый запрос и начинают открывать некоммерческие выставочные пространства, где демонстрируют произведения современного искусства. Получается, ТЦ предоставляет площадку модным художникам, а за ними приходит новая культурная публика.

Спорт

И третий тренд, который сильно влияет на все сегменты рынка, — это здоровый образ жизни. В ТЦ открывается все больше магазинов с фермерскими продуктами, рестораны меняют концепции в пользу здоровой и натуральной пищи. Ну и, конечно, основные генераторы трафика — это спортивные объекты. Фитнес-клубы становятся новыми якорными арендаторами для торговых центров. Статистика показывает, что фитнес-клуб такого формата, как, например, Raketa — площадью 2,5–3 тыс. кв. м с большим тренажерным залом, создает такой же поток посетителей, как и 6-зальный кинотеатр — около 45 тысяч человек в месяц. Но если в кино люди в основном ходят по выходным, то спортивный клуб посещают преимущественно в будние дни утром, когда загрузка ТЦ минимальна, и вечером. Для самих торговых комплексов это хорошая имиджевая история: через большую витрину виден большой зал с множеством тренажеров и современной стильной отделкой.

Назад в будущее

Конечно, классические торговые центры, которые уже много лет существуют на рынке, сохранят своих посетителей. Однако новые объекты, которые только открываются, вынуждены привлекать клиентов значительно большим спектром различных услуг. В конце концов, как мне кажется, торговые центры в ближайшем будущем станут чем-то похожи на советские Дома культуры, где можно было и на выставку сходить, и лекцию послушать, и в спортивной секции позаниматься. Только в современном варианте после всего этого можно будет, не выходя из здания, с чувством выполненного долга вознаградить себя легким шопингом и бургером в фуд-корте.

Директор по развитию бизнеса сети фитнес-клубов нового поколения Raketa Владимир Курдин

к разделу От первого лица

Будь в курсе

Подпишись на новостную рассылку «Коммерческая недвижимость день за днем»

Подписаться

Спасибо!

Вы подписаны на нашу рассылку

Вы подписаны на нашу рассылку