imagespecial

Миллионы на обочине турбизнеса

После затянувшейся зимы и весьма прохладной весны в большинстве российских регионов наконец наступило долгожданное потепление. Начало сезона отпусков традиционно приводит к резкой активизации автотуризма. При этом аналитики говорят о ежегодном росте популярности такого отдыха у россиян. Однако низкие темпы развития качественной придорожной инфраструктуры в стране пока что не дают полностью раскрыть потенциал монетизации автотуризма.

Родными дорогами

По официальным прогнозам Ростуризма, внутренний поток туристов в России в летнем сезоне 2017 года будет сопоставим с уровнем 2016 года либо даже превысит его. Летом прошлого года туристический трафик в регионах увеличился на 10–15% по сравнению с июнем — августом 2015 года. Сейчас ожидания ведомства по активизации турпотока в сезоне в основном  связаны с главными направлениями отдыха россиян: Краснодарским краем, Крымом, Севастополем  и Алтаем. Однако за последние годы жители нашей страны постепенно стали открывать для себя и другие регионы. Все чаще люди путешествуют по России самостоятельно, отравляясь в путь на личных автомобилях. При этом если качество организации придорожной инфраструктуры Московской области можно оценить как весьма приемлемое, то на многих региональных трассах она фактически отсутствует или находится на уровне прошлого века, что плачевно сказывается на развитии индустрии туризма в отдалении от столиц.

По словам Наталии Розенблюм, специалиста Top Hotel Experts, придорожные сервисы развиваются в основном на трассах с высоким трафиком. "Постепенно появляются сетевые проекты придорожной инфраструктуры. На различных уровнях много лет обсуждается вывод на рынок иностранных мотельных брендов, предлагающих типовые решения, опробованные на более развитых и активных рынках. Однако пока гостиничный и сервисный сегмент вдоль дорог носит менее развитый характер. Стоит отметить, что значительного прямого влияния на туристический рейтинг региона придорожная инфраструктура не оказывает, но степень ее развития является индикатором популярности направления и платежеспособности спроса, поэтому зачастую развитие туризма и придорожной инфраструктуры идут рука об руку", - анализирует эксперт.

С точки зрения географии автотуризма, необходимо в первую очередь отметить основные направления туристической миграции, в том числе трассы на Санкт-Петербург и Юг России. Ранее многие игроки рынка неоднократно заявляли о намерениях построить сети профессиональных мотелей и кафе на этих направлениях. Зачастую это были инвесторы, аффилированные с нефтегазовым сектором и имеющие доступ к земле при АЗС. В числе заявленных проектов можно отметить выход международного гостиничного оператора Wyndham, который планировал выводить на российский рынок свой бренд Super8 в партнерстве с частным локальным инвестором. Многие международные игроки имеют в своих портфелях бренды такого формата. Однако, к сожалению, они пока не торопятся реализовывать на практике подобные проекты на нашем рынке.

По словам Татьяны Веллер, руководителя департамента гостиничного бизнеса компании JLL, в России ранее не существовало культуры путешествия на автомобиле, как, например, в Европе или США. "При этом сегодня в условиях роста внутреннего туризма и снижения покупательной способности населения, в частности, бюджета на путешествия, картина меняется. В том числе об этом свидетельствует рост загрузки отелей при падении пассажиропотока, например, аэропорта "Пулково" - очевидно, туристы выбирают альтернативные виды транспорта, например, автомобили. В то же время культуры "жить на трассе" в России пока нет. Путешественник, скорее, предпочтет добраться до гостиницы в ближайшем городе, где сможет получить необходимую инфраструктуру, гарантии безопасности и качества размещения", - отметила Веллер.

Эвелина Ишметова, директор по консалтингу и развитию инвестиционной компании Key Capital, говорит о том, что сейчас в отношении дорожной инфраструктуры наиболее развита трасса "М4-Дон". "Сегодня существует явная тенденция к росту спроса на придорожный сервис в связи с ростом внутреннего туризма. Однако нельзя сказать, что, например, придорожный мотель приносит легкий и быстрый доход. В большинстве случаев сроки окупаемости таких проектов составляют 8-10 лет. В Европе ежегодные доходы от караванинга (автотуризм с проживанием в автофургонах) оцениваются в 19 млрд евро. При этом, как говорит глава Ростуризма, потенциал развития этого направления в России огромен: мы можем принимать до 5,5 млн экипажей каждый год. Однако сейчас этот показатель не превышает 1,5–2 тыс. экипажей", - подчеркнула руководитель.

Литры и калории

Придорожная коммерческая инфраструктура состоит из нескольких основных элементов. Наиболее распространенным и очевидным из них являются АЗС. Отсутствие широко масштабированных сетей автозаправочных станций серьезно затрудняет развитие индивидуального туризма в регионах. Однако если раньше такие точки на карте воспринимались исключительно как места пополнения топлива в баках, то теперь их функционал значительно расширился. Размещение кафе и магазинов в рамках АЗС позволяет топливным компаниям конкурировать за клиента, поскольку это влияет на выбор АЗС. Также такой подход к делу позволяет увеличивать средний чек, приходящийся на одного гостя. Более того, часть путешественников заезжает на определенные АЗС именно ради покупок в кафе и магазинах, что увеличивает общее число чеков и выручку. Ассортимент меняется в зависимости от региона и отчасти - в зависимости от сезона. Так, в летнее время доступен больший выбор прохладительных напитков и мороженого. Магазины на АЗС в отличие от стандартных супермаркетов представляют посетителям те товары, которые могут понадобиться им в краткосрочных или долгосрочных поездках. Обычно там нет скоропортящихся продуктов, в сегменте косметики и не продуктовых категорий обычно отсутствует широкий спектр брендов.

Александр Кузьмин, генеральный директор Retail&HoReCa/РусХОЛТС, указывает: основной современный тренд развития сетей АЗС заключается в том, что нетопливные бизнесы приносят больший доход, чем продажа топлива. "В нетопливных бизнесах АЗС особое место занимает продажа кофе - самого маржинального напитка в мире. Миллиард прибыли "Газпромнефти" - результат принятия этой заправочной сетью концепции создания и управления продажами кофе на АЗС. Опыт зарубежных топливных компаний уже давно показал, что отсутствие на заправках дополнительных товаров фактически является упущенной выгодой. За те пару минут, которые водитель проводит на заправке, ему можно предложить массу дополнительных сервисов. За счет умелого подбора ассортимента и услуг доход западных заправочных сетей от нетопливных направлений бизнеса нередко превышает 50% их финансовых результатов. У большинства отечественных операторов топливной розницы доля прибыли от нетопливных бизнесов находится в интервале 5–20%. Российские игроки рынка эти цифры отлично знают, но зачастую ищут упущенную прибыль не там, где она находится", - подчеркивает эксперт.

Своя атмосфера

Аналитики также говорят о заметном отличии торговых точек при АЗС не только от крупного ритейла, но и от классических магазинов импульсного спроса. Стандартная площадь подобных объектов составляет 30-150 кв. м. Для их обеспечения товарами не существует отдельных специализированных логистических систем. Количество станций у ВИНК измеряется сотнями, но даже у крупных сетей АЗС нет собственных распределительных центров, сами станции не имеют складов, а расстояния между ними могут составлять десятки и сотни километров. Также весьма специфично и поведение покупателя на заправочной станции. Импульсный характер спроса определяет востребованность одного и того же ассортиментного перечня товаров независимо от бренда, поэтому эффективный востребованный ассортимент магазинов и кафе практически одинаков у тех игроков топливного рынка. На АЗС будут приобретаться то, что одинаково необходимо во всем цивилизованном мире независимо от региона, веры, истории и традиций.

Юлия Никуличева, начальник отдела стратегического консалтинга компании JLL, отмечает, что в  интересах самих операторов кафе – развиваться совместно с заправочными компаниями, тогда как для последних общепит и ритейл значительно менее прибыльны по сравнению с основным. "Так, оборот на 1 кв. м общепита серьезно уступает показателю заправки. В то же время некоторые заправочные станции развивают заведения общепита на своей территории (Wild Bean Cafe на BP, свои кафе и рестораны развивает ГК "Трасса"). Средний чек кафетерия на АЗС составляет около 300 рублей, что значительно ниже чека автозаправки (от 500 рублей до 7 тыс. рублей в зависимости от транспортного средства)", - добавила Никуличева.

Говоря о технических параметрах при размещении кафе при АЗС, стоит отметить, что требования операторов к помещениям довольно гибки. Жестко регламентируется лишь электрическая мощность объекта, которая должна составлять от 200 до 900 кВт в самых больших торговых точках. В целом же правила, которые запрещают размещение продуктового магазина или кафе на участке, схожи со стандартными требованиями к объекту капитального строительства. Так, на участке не должны располагаться газопроводы и  кабельные трассы. Соорудить магазин нельзя в непосредственной близости от ЛЭП и так далее.

Мест нет

Второй опорой фундамента придорожной коммерческой инфраструктуры является гостиничная сеть на направлении следования.  Сегодня гостиничный фонд вдоль федеральных трасс РФ главным образом представлен разноформатными постройками с минимальным набором сервисов. Постояльцами этих отелей в основном являются дальнобойщики. Среди большого количества посредственных объектов иногда встречаются аскетичные, но очень качественные гостиницы. Однако это зависит от конкретного собственника и его подхода к своему мини-бизнесу. Стоит отметить, что в 2005 году в стране насчитывалось только 48 официальных и зарегистрированных придорожных мини-гостиниц. В  2012 году их количество увеличилось до 132, а в 2015 году – 167. Рост официального рынка за последние 3 года составил 26,5%. Однако это все еще критически мало в масштабах страны.

Один из  немногочисленных позитивных сетевых примеров – это гостиницы компании "Роснефть" с приемлемым, а главное, стандартизированным уровнем обслуживания и проживания. Их пробный проект в таком бизнесе включает в себя сеть мини-гостиниц, которые функционируют в связке с АЗС в Краснодарском крае. Запуск трех объектов на трассе М4 стартовал в 2013 году. Такие гостиницы оборудованы 23 номерами каждая. При этом каждый объект размещения оснащен охраняемым паркингом, стоимость пользования которым включена в общий чек. Цена проживания в мини-отеле находится на уровне в 1,5 тыс. рублей в сутки. За 900 рублей в гостинице можно остаться на 12 часов. Как отмечает статистика, заполняемость этих объектов составляет 100%. Однако говорить о перспективах развития массового профессионального бизнеса в данном сегменте рынка, а тем более развитии здоровой  конкуренции, пока не приходится.  Та же "Роснефть" не анонсирует планов по расширению данного проекта.

По словам Марины Гордеевой, заместителя директора отдела стратегического консалтинга CBRE, уровень развития гостиничной инфраструктуры в этой сфере рынка сегодня недостаточен, а присутствие сетевых игроков минимально. "Наибольшая обеспеченность гостиницами наблюдается вдоль трасс М-4 и М-5 (около 7 единиц на 100 км). Дальнейшее развитие будет напрямую коррелировать с развитием автотуризма, так как именно автотуристы (а не дальнобойщики и "автобусные" туристы) формируют основной спрос на такого рода услуги", - заявила специалист.

Марина Смирнова, партнер, руководитель отдела гостиничного бизнеса и туризма Cushman & Wakefield указывает на то, с точки зрения гостиничных сервисов даже в Подмосковье пока прогресса нет. "Есть мотель сети "Лукойл" на Новой Риге, мотель "Дуглас" на Киевском шоссе. Эти объекты представляют собой "первенцев" сетевого продукта, который планировался к реализации еще до кризиса 2008 года. Программа развития мотелей была и у Росавтодора. Но практически реализовано было всего несколько мотелей (на моей памяти – два объекта в Липецкой области). Не были реализованы и другие аналогичные проекты, инициируемые другими инвесторами. Я знаю как минимум три таких сетевых проекта, не считая упомянутый выше проект "Лукойла", - подчеркнула эксперт.

В заключение хочется отметить, что автомобильный туризм в России обладает высочайшим потенциалам развития, учитывая особенности географии страны и  потребительную ментальность граждан. Столь же огромен и потенциал развития коммерции, которая может качественно обслуживать данный трафик. Однако эта сфера бизнеса развивается с непозволительной медлительностью и консервативностью, что во многом сводит на нет все заявления о массовой переориентации граждан на внутренний туризм.

Сергей Михайлов

к разделу Актуально

Будь в курсе

Подпишись на новостную рассылку «Коммерческая недвижимость день за днем»

Подписаться

Спасибо!

Вы подписаны на нашу рассылку

Вы подписаны на нашу рассылку