imagespecial

Владимир Коновалов: "Русские породили стереотип о китайском качестве"

Азиатский ритейл расширяет свое присутствие на нашем рынке, и этот процесс в ближайшие годы будет только набирать темп. В чем для бизнеса Востока заключается привлекательность российской аудитории, готов ли он подстраиваться под запросы местного потребителя, а также о репутационном влиянии, которое оказали отечественные предприниматели на целую страну, порталу "Арендатор.ру" рассказал руководитель представительства Asia Import Group в Москве Владимир Коновалов

Как сейчас себя чувствуют азиатские ритейлеры на российском рынке?

Я постоянно езжу в Азию и понимаю, что местный бизнес как основные плацдармы рассматривает все-таки европейский и американский рынки. Наш рынок таких предпринимателей привлекает исключительно тем, что ставки аренды здесь крайне низкие. Из минусов, которые они видят, — малый спрос российской аудитории к продукции из Азии.

Я не ошибусь, если скажу, что как минимум в fashion-сегменте интерес к товарам от азиатских ритейлеров значительно вырос?

Абсолютно с Вами согласен. Такой интерес обусловлен более низкими ценами и широким ассортиментом. А еще дизайн вещей: он необычный и обращает на себя внимание наших граждан. Есть многие клиенты, которые заказывают у нас одежду, например, шубы из искусственного меха, дорабатывают ее и продают через соцсети или шоу-румы.

Насколько специфичным является спрос российского покупателя, и приходится ли азиатским сетевым брендам адаптировать свой ассортимент под вкусы российской аудитории?

Есть такой момент, но он больше связан с размерной сеткой. Потому что у них своя система, и размеры приходится перерабатывать под нас. Все-таки комплекции человека из Европы и Азии совершенно разные. Где-то приходится делать длиннее брюки, короче рукава и так далее. Зачастую бывает много недопониманий, когда российские предприниматели заказывают партию одежды в том же самом Китае или Корее, а им приходят не совсем подходящие вещи. Особых требований к дизайну у европейских заказчиков и заказчиков из России нет.

Формат спроса россиян ближе к странам Востока или Запада?

Запад в этом отношении нам ближе. И Азия зачастую смотрит сначала на Запад. Есть тенденция, взять хотя бы эти спиннеры или гироскутеры: их изобрели в Америке, затем волну подхватила Европа, в это же время заряжается Китай. То есть Китай всегда в первую очередь смотрит на Штаты, потом уже на Европу. Затем мода доходит до таких стран, как Россия. Самый главный игрок на китайском рынке — это Америка.

Какие товары, кроме одежды, пользуются у россиян особым спросом?

Корейская косметика. Еще китайская начинает набирать обороты. У нас, например, один из сотрудников уволился и открыл компанию по продаже масок для волос от китайского производителя. Из Азии в принципе очень много косметических новинок идет. Солнцезащитные очки отсюда практически вся косметика, бижутерия — эти товарные группы очень развиты, поскольку себестоимость производства их в Азии не сравнится с аналогичным производством в России или где-то в Европе.

Получается ли у азиатских ритейлеров преодолевать репутационные стереотипы о качестве?

Есть вещи абсолютно некачественные, но они и стоят недорого, а есть, к примеру, вещи из Китая или Кореи, которые уже и получше, но и цена на них выше. Однако в любом случае азиатские бренды дешевле европейских. Хотя стоимость, надо отметить, все же выше среднего. Рубеж, когда все азиатское считалось некачественным, уже пройден.

Какие новые ритейлеры вышли на российский рынок за последнее время, на какие из них стоит обратить внимание?

Бренд, который сейчас максимально набирает обороты и который уже собирается открыть в России представительство, — это китайский Xiaomi. Его многие уже сравнивают с Apple. Начинали со смартфонов, сейчас уже делают телевизоры и другую технику, очень сильно развиваются.

Если говорить о других игроках, то можно вспомнить сеть Asics, производителя спортивной одежды, обуви и аксессуаров. Бренд Uniqlo уже себя отлично зарекомендовал и, думаю, сейчас на всей европейской территории представлен. Еще есть Anta Sports, Tsumori Chisato, Orient, вышли три вьетнамских бренда: Nem Fashion, Habi, N2. В первом квартале 2017 года на московский рынок попала японская косметическая марка Japonica. Если посмотреть, то уже очень много азиатских брендов начинает проникать на наш рынок.

В каких ценовых категориях, как правило, функционируют азиатские ритейлеры и какой уровень конкуренции существует?

Конкуренция, конечно, есть, притом довольно серьезная. Естественно, в основном со стороны европейских брендов, которые уже давно на российском рынке присутствуют и себя успели зарекомендовать.

По ценам. Азиатские ритейлеры действуют в ценовых категориях ниже, чем те же европейцы, но объясняется это не плохим качеством продукции, а дешевыми электроэнергией и рабочей силой. Еще их достоинство: они охотно идут навстречу с теми, кто хочет работать по франшизе.

Говоря об азиатском ритейле, мы подразумеваем в первую очередь Китай, Японию и Корею, но ведь есть Индия, Вьетнам, Индонезия...

Там нет каких-то суперизвестных марок, однако дела у местных ритейлеров идут неплохо. В основном здешние компании используют для пошива. Очень много вещей шьется в Малайзии, например, потому что там рабочая сила еще дешевле, чем в Китае. Китай, надо сказать, уже не такой дешевый, как это было три−пять лет назад, и многие говорят, что производство, во всяком случае, одежды будет оттуда переноситься в сторону Индии. Во Вьетнаме также очень много одежды шьется.

В чем заключаются отличительные способности бизнес-стратегии азиатских ритейлеров? К примеру, в сравнении с Inditex.

Проводить аналогию с Inditex очень тяжело, хотя бы потому, что азиатские ритейлеры не доросли до такого уровня. Кроме того, наш рынок не так развит, как им хотелось бы, а спрос на продукцию не самый высокий.

Я также могу рассказать о моем наблюдении: все больше российских компаний хотят выйти на китайский рынок, он им гораздо интересней, чем отечественный. За последние 10−15 лет рынок Китая такую мощь денежную накопил! Если вы сейчас на ЦУМ посмотрите, то увидите, что там везде все на двух языках дублируется. В "Барвихе Luxury Village" то же самое. То есть китайские клиенты, в первую очередь, интересны нашим флагманам, и у Китая достаточно финансовых средств, чтобы быть, так скажем, в покупательском спросе. Соответственно, очень многие хотят со своими проектами выйти на рынок Поднебесной, но это крайне сложно осуществить: есть корпорации мирового уровня, которые держат все под своим контролем.

Как оцените перспективы азиатских ритейлеров на российском рынке?

Думаю, наш рынок им интересен. Для них накладные расходы не такие дорогие, как в Европе или где-то еще. Единственное, надо здесь все-таки учитывать покупательскую активность. У нас все-таки не такое уж многообразие брендов, и у людей еще существует некий стереотип: привык человек одеваться в Zara, вот он и ходит туда постоянно и переубедить его будет сложно. Хотя пример Uniqlo показывает, что понемногу интерес к азиатской продукции растет. Xiaomi пять лет назад была еще никому не известной компанией, а сейчас у нее миллиардные обороты и представлена почти во всех странах. Косметика: те, кто раньше закупал ее в Европе, сейчас работают напрямую с Китаем либо через компании-импортеры, как наша.

Если у нас все будет хорошо и покупательская способность увеличится, то, я думаю, еще лет пять — и азиатские бренды выйдут на хороший уровень. Но надо понимать, что это бизнес, который преследует свои интересы. Скажем, представителям fashion-сегмента, или сегмента косметики, или сегмента аксессуаров — им будет удобнее пользоваться своим рынком либо брать рынки Европы, Америки, поскольку там покупательская способность выше. То есть здесь надо смотреть, будем ли мы им интересны. Плюс наш менталитет: ведь это именно мы начали первыми говорить о плохом качестве, допустим, китайских вещей. Русские породили стереотип о качестве товаров из Поднебесной, это наши бизнесмены сами и спровоцировали. Вот они, например, просили пуха меньше использовать в куртках, делать вещи из ткани плохого качества. Китайцы сами предлагают: "Сделаем хорошо, но это будет стоить 100 долларов. Или можем сделать здесь потоньше, здесь нитки будем использовать другие, здесь мех другой возьмем, но это будет стоить уже 40 долларов. Вот и выбирайте". А так как тогда в России все хотели просто набить свои карманы, то, естественно, соглашались на то, что подешевле. Из-за этого и пошел стереотип о китайском качестве. Китайцы сами говорят, что мы их загнали под эти рамки. А нормальные китайцы довольно трепетно относятся к своей репутации и не хотят, чтобы весь мир думал о них как-то негативно. Сейчас они сами переживают насчет этого и, если выходят на европейский рынок, стараются делать все максимально качественно.

Есть ли особенности в организации перевозок товаров именно из стран Азии?

Если говорить про категорию товаров fashion, то здесь важна именно скорость: меняются коллекции, нужно успеть в сезон. Мы делаем поставку новых товаров в среднем каждые восемь дней. Хотел бы рассказать небольшую историю. Мой товарищ живет в Пекине и постоянно летает в Париж, потому что китайцев туда уже не пускают, чтобы не копировали ничего. Соответственно, он фотографирует какую-то новую коллекцию и тут же пересылает снимок в Китай через мессенджер. Фото мгновенно прилетает туда, и сразу же начинают делать лекала. Этим же днем он покупает что-то из первой коллекции и этим же вечером привозит в Китай. И на второй−третий день у вас уже есть готовый продукт. Очень много подделок брендов делается именно таким способом, притом даже специалист не всегда в силах разобрать, где здесь подделка, а где — оригинал.

Рынок азиатских стран: какая там наблюдается пропорция своих товаров и привозных?

Основные мировые корпорации, в принципе, там представлены, как и везде. У них, может быть, пропорция 50 на 50. Очень много "своего", которое непонятно другим странам из-за своеобразия. Какое-нибудь молоко птицы, которое страшно будет пить или использовать европейцу, а для них это традиционно. И такая продукция никуда не уйдет, их популярность не снизится. Но мир все-таки глобализируется, и подрастающее поколение сейчас практически ничем не отличается от европейцев — все эти модные тенденции, все эти модные дела. В итоге так и будет успех определенных корпораций, крупных компаний, которые диктуют всю мировую политику в этой индустрии.

Прохождение таможни при перевозке товаров из Азии в Россию: существуют ли какие-то подводные камни?

Давайте говорить здесь про Китай как основного игрока. Китай — страна еще простая в этом плане. Я вам скажу, почему они так резко выросли, их самодостаток, их экономика. Потому что у них политика на изготовление большего объема товаров и беспрепятственного его пересечения границы и, соответственно, его отправки по всему миру. Так как Россию нельзя назвать самым главным торговым партнером Китая, то у них с точки зрения таможенного оформления экспорта, чтобы они смогли без проблем к нам отправить товары, особых проблем нет. Они, наоборот, стараются больше экспортировать. Они будут закрывать глаза на недосмотры, у нас тоже в этом отношении таможня дает добро на работу с Китаем. Ты платишь меньшую пошлину по стоимости, чем если бы то же самое завез с Европы. То есть, грубо говоря, одежду привезти с Америки стоит в несколько раз дороже, чем с азиатских стран. Здесь государство идет по определенным договоренностям, так скажем. Китай нам ближе, на нас он не накладывает санкции. То есть, если мы с азиатскими странами говорим о дружбе и соседстве, соответственно, и таможить нам товары оттуда проще и легче. Но я бы тут говорил не обо всех странах. Все-таки Япония у нас считается союзником США, поэтому возникают определенные моменты, хотя если все формальности соблюдены, если ты не нарушаешь закон, если ты везешь все в рамках законности, то без проблем.

Нюансы есть и в общении с поставщиком. Как правило, российские бизнесмены делают что-то под свой заказ: нет такого, чтобы ты приехал, выбрал нужное и уехал. Наши — мы об этом говорили уже — хотят вносить свои коррективы в одежду. И здесь самое главное - доступно объяснить поставщику и несколько раз проговорить, что тебе именно нужно. Иначе можно столкнуться с обычным непониманием менталитета. Ты вроде хотел сказать одно, а получилось другое. Поэтому даже у нас в компании есть российские сотрудники, которые находятся, к примеру, в Китае. И у многих компаний, кто работает плотно с этой страной и импортирует большие объемы груза, обязательно там есть свое представительство.

Раз уж упомянули Японию и санкции: повлияла ли внешняя политика на объем импорта из этой страны?

Я бы не сказал. Бывает, правда, российские поставщики сталкиваются с некоторыми проблемами. В связи с введением санкций, например, были небольшие заминки с банковской системой. Если мы возьмем крупнейшие азиатские банки, то они, как правило, связаны капиталом с крупнейшими американскими или европейскими банками. Когда поставщик оплачивал счет в таком банке, возникали какие-то дополнительные проверки. То есть поставщик не мог получить свои средства, либо требовались дополнительные документы из России для того, чтобы подтвердить требуемую операцию.

В целом же отмечу, импорт из азиатских стран увеличился, и азиатскому региону антироссийские санкции пошли только на пользу: если нам что-то не продают или мы перестали с кем-то сотрудничать, соответственно, мы стали больше покупать продукции в Азии. С каждым годом мы все меньше покупаем сырья или чего-то другого в Европе — это уже тенденция.

Каким видом транспорта в основном осуществляются перевозки?

Это морской транспорт. Чаще всего груз идет до Владивостока, оттуда уже по железной дороге в Москву. В среднем доставка проводится в течение 30 дней. Есть клиенты, которым мы возим грузы авиатранспортом напрямую из любого китайского города, но из-за высокой себестоимости таких перевозок не каждый клиент на них соглашается. Ну и конечно, автомобильный транспорт участвует.

Беседу вел Дмитрий Бахтин

 

к разделу Интервью

Будь в курсе

Подпишись на новостную рассылку «Коммерческая недвижимость день за днем»

Подписаться

Спасибо!

Вы подписаны на нашу рассылку

Вы подписаны на нашу рассылку