imagespecial

Роман Шохин: "Есть безусловные плюсы от высокой конкуренции"

Рынок продуктового ритейла сегодня является одним из основных драйверов развития бизнеса в России, который связывает с собой различные сферы экономики. О том, почему маховик конкуренции в продовольственной торговле с каждым днем раскручивается все сильнее, мы побеседовали с Романом Шохиным, руководителем по развитию и управлению недвижимостью Северо-Западного дивизиона торговой сети "Перекресток"

Назовите планы по развитию вашей сети в регионе в ближайшие годы?

Мы, безусловно, планируем продолжать активное развитие по всему Северо-Западу и сейчас ведем переговоры с потенциальными арендодателями. В первую очередь, нам интересны большие города, областные центры, где есть потребность в качественных современных супермаркетах. Наша цель — быть лучшим супермаркетом отдельно взятого района в любом городе. Для этого компании приходится проводить большую работу по изучению особенностей локальных рынков и их покупательского спроса, индивидуализировать ассортиментную матрицу и быть гибкими в ценообразовании, чтобы каждый покупатель, приходя в наш магазин, осознавал, что здесь он сможет купить все, что ему необходимо и ему не придется идти в другое место.

В чем, на ваш взгляд, заключаются отличительные черты работы на рынке Санкт-Петербурга и местного потребителя?

Если мы говорим про развитие, а иными словами, открытие новых магазинов, то для продуктового ритейла одной из главных отличительных черт в Санкт-Петербурге является  высокая конкуренция. В каждом сегменте, будь то дискаунтер или супермаркет, есть не менее двух-трех федеральных или крупных региональных игроков, претендующих на форматные помещения. Как следствие всего этого, мы сталкиваемся с завышенными ставками.

Но есть безусловные плюсы высокой конкуренции. В таких условиях приходится всегда быть в тонусе, ежедневно мониторить рынок вплоть до каждого объекта. И, конечно, необходимо ежедневно совершенствовать операционную модель, чтобы собственники недвижимости хотели в своих помещениях видеть именно наш магазин, иногда даже за меньшую арендную плату, понимая, что этот формат наиболее стабилен и всегда востребован покупателем.

Считаете ли вы, что сегодня рынок ритейла в городе укрупняется и слабые игроки вынуждены сдавать позиции?

Санкт-Петербург — это родина продовольственного ритейла, поэтому не удивительно, что конкуренция здесь весьма серьезная. Но Северо-Запад не ограничивается только Санкт-Петербургом. В остальных крупных областных центрах, таких как Великий Новгород, Псков, Вологда, Архангельск, Мурманск, почти все те же федеральные игроки ведут активное развитие, но здесь мы встречаем еще и крупных местных игроков довольно хорошего уровня.

То, что некоторые сдают позиции (неважно — в Санкт-Петербурге или в Пскове) — это нормальная практика в условиях роста рынка. Покупатель голосует рублем, и если у местных игроков нет возможности заинтересовать его, например, своим предложением, ценовой политикой, сервисом и ассортиментом, то покупатель уходит, магазины морально устаревают, становятся менее привлекательными и, соответственно, менее рентабельными. Инвестировать дополнительные средства в обновление таких магазинов — весьма дорогое удовольствие. В связи с этим и принимается решение продать сеть, пока еще существует такая возможность. И чем раньше оно принимается, тем более выгодной может стать эта сделка.

Какие помещения идеальны для открытия магазина вашей сети, и насколько трудно найти в Петербурге подходящие площади?

Для супермаркетов нашей торговой сети идеальным является либо отдельно стоящее здание с парковкой, где есть возможность расположить магазин на одном уровне на первом этаже, либо помещение внутри торгово-развлекательного комплекса. Первый тип помещений — это, как правило, высвобождающиеся объекты от старых советских универмагов. Их осталось не так много, но иногда подобные варианты появляются на рынке. Сюда также относятся и новые отдельно стоящие здания, построенные с нуля, но это всего 1-2 объекта в год. Со вторым типом помещений ситуация еще сложнее, так как темпы строительства новых торговых комплексов в Санкт-Петербурге на текущий момент почти нулевые. Нам приходится приспосабливаться под рынок и рассматривать помещения разной конфигурации, в том числе встроенно-пристроенные к жилым домам. Благодаря достаточно большому интервалу подходящих нам объектов (по общей площади это объекты от 950 до 2,3 тыс. кв. м), мы находим необходимое количество помещений для новых торговых точек и видим возможность для активного развития сети.

Какие районы города вы считаете наиболее перспективными для развития ритейла, в том числе и для вашей сети?

Одно из направлений для нашего развития — это зоны масштабной жилой застройки, такие как Кудрово, Девяткино, Шушары, Парнас и другие. Такие районы, безусловно, перспективны для развития ритейла. Но с появлением новых жилых комплексов в данных локациях увеличивается и количество конкурентов. Поэтому мы стараемся не ограничивать себя какими-то определенными местами на карте, а идем от обратного: рассматриваем все имеющиеся варианты коммерческой недвижимости в любых районах города, оцениваем привлекательность локации и принимаем решение о вхождении в проект либо отказе от него.

Стоит отметить, что иногда в уже сложившихся районах города, где нет новой застройки, появляются весьма интересные объекты, которые ранее использовались под другой профиль деятельности, и мы с удовольствием их рассматриваем. Также большой интерес для нас представляет центр города. Но наша максимальная задача — обеспечить качественной торговой инфраструктурой каждый район, поэтому для нас интересны все районы вне зависимости от конкретной локации.

Открытие супермаркетов в таких знаковых местах, как "Перинные ряды" и Кирпичный переулок — имиджевый ход, или эти точки должны показывать высокий уровень финансовых показателей?

Наша сеть хорошо известна жителям Санкт-Петербурга, поэтому открывать имиджевые магазины, не приносящие прибыль, мы смысла не видим. Безусловно, в первую очередь для нас важна именно рентабельность супермаркетов. В центре города мало качественных современных продовольственных магазинов, так как предложение форматных объектов достаточно низкое. Где-то невозможно организовать разгрузку товара, где-то слишком высокая арендная ставка. И если появляются объекты в центре, соответствующие нашим критериям, то мы реализуем эти проекты. То, что магазины расположены в таких знаковых местах, — это просто приятный бонус.

Важно понимать, что в 2017 году Санкт-Петербург получил высокую награду как лучший туристический город Европы. Безусловно, это говорит о высоком туристическом потоке, а основное место пребывания гостей города — это центр: Невский проспект, Дворцовая площадь. Вне летнего сезона вместо туристов к нам приходит, например, большое количество студентов из расположенных неподалеку вузов. Поэтому наши супермаркеты в центре, по сути, даже не имеют ярко выраженной сезонности. В любое время года мы находим своего покупателя.

Насколько сложно работать в исторических зданиях со сложной конфигурацией?

Санкт-Петербург — город, который находится под защитой Юнеско, город с огромным количеством памятников архитектуры. Все это требует особого подхода к проектированию, согласованию проектных решений и проведению ремонтно-строительных работ. Далеко не все такие помещения можно приспособить под продовольственный магазин.

Почему в последние годы ваша сеть активно меняет свое ценовое позиционирование, имидж и форматы развития?

Мы начали программу реконструкции действующих супермаркетов в Санкт-Петербурге в 2015 году. На сегодняшний день, более 80% всех наших магазинов на Северо-Западе функционируют в новом формате. Рынок ритейла — один из самых динамично меняющихся. Здесь нельзя стоять на месте, достигнув какой-то новой вершины. Конкуренты ведут себя очень активно, поэтому мы постоянно думаем над тем, как стать лучше для наших покупателей. При реконструкции магазинов мы используем новое современное оборудование, более качественное освещение, конечно, меняемся и визуально. Цель всех этих изменений — сохранять свои позиции в сегменте формата "супермаркет" и быть лучшим магазином конкретного района.

Планируете ли вы развивать новые форматы или видоизменять ваши существующие магазины, к примеру, добавляя к ним Shop-in-Shop?

Shop-in-Shop — явление уже не новое. Этот формат нам знаком, но применяем мы его нечасто. Одной из наших, как мы это называем, "фишек", является как раз кафе bistro внутри наших магазинов. Мы вручную определяем магазины, где будет располагаться кафе: в основном это магазины в центре города, с большим количеством офисных сотрудников, студентов, магазины, расположенные в торговых центрах или возле метро. То есть это те локации, где кафе действительно может быть востребовано.

В каждом магазине у нас работает зона собственного производства кулинарии и пекарня, поэтому в кафе всегда представлена свежая выпечка, супы, салаты, горячее. Здесь наши покупатели могут перекусить, выпить кофе или свежевыжатый сок, подзарядить свой гаджет. При этом не требуется тратить лишнее время, чтобы отдельно заходить в заведение общепита. В магазине нашей сети можно и приобрести необходимые товары, и посидеть в кафе. На мой взгляд, это очень удобно для людей, экономящих свое время.

Как вы оцениваете перспективы развития интернет-продаж в сегменте продовольственного ритейла?

Сейчас это направление активно осваивается нашей компанией в Москве. Мы надеемся, что в обозримом будущем онлайн-магазин расширит свою географию и со временем начнет обслуживание покупателей из Санкт-Петербурга.

Как много внимания вы уделяете вопросу внедрения современных технологий в работе ваших магазинов?

Всем многочисленным цифровым и техническим новинками на рынке на сегодняшний день уделяется достаточно много внимания как нами, так и другими крупнейшими игроками рынка. Однако, на наш взгляд, занимаясь высокотехнологичными долгосрочными проектами, нельзя забывать и о деталях, которые очень важны для покупателей здесь и сейчас. К примеру, работая над навигацией в уже упомянутых выше супермаркетах на Думской улице и Кирпичном переулке, мы подумали о том, как именно гости нашего города будут ориентироваться в магазине, если мы применим внутри нашу стандартную русскоязычную навигацию? Решение пришло само собой: теперь все указатели в каждом отделе этих супермаркетов дублируются на трех языках — русском, английском и китайском. Ежедневно мы наблюдаем в этих супермаркетах большой поток туристов и мы уверены, что нашим иностранным посетителям приятно заходить в магазин, где они могут быстро сориентироваться, прочитать знакомый текст и почувствовать клиентоориентированность.

к разделу Интервью

Будь в курсе

Подпишись на новостную рассылку «Коммерческая недвижимость день за днем»

Подписаться

Спасибо!

Вы подписаны на нашу рассылку

Вы подписаны на нашу рассылку