imagespecial

Бизнес с Китаем: как не попасть на удочку мошенников

Вести бизнес с Китаем с каждым годом становится все интереснее. КНР сегодня — это одна из самых передовых стран, сотрудничество с которой уже давно не ограничивается государственным сектором. Высокое качество китайской продукции по все еще демократичным ценам способствует геометрическому росту количества заключенных с Поднебесной контрактов среди частных предпринимателей. Однако, собираясь пополнить ряды успешных коммерсантов, не стоит забывать об опасностях и рисках, которые сопровождают сделки с этой страной.

К сожалению, многие новички в бизнесе зачастую переоценивают свои возможности, стремясь сэкономить. В результате они оказываются в сложном положении, теряют прибыль, репутацию и время. Как говорится, скупой платит дважды. Китайцы — это непростой народ, их уклад и традиции сильно отличается от привычных нам. Иногда даже может казаться, что мы и мыслим по-разному.

Самая распространенная ошибка, которую допускают предприниматели, — полагаться исключительно на свои силы и вести переговоры с поставщиком, не имея в этом никакого опыта. Тем не менее заключить выгодную сделку самостоятельно все же можно, но к этому делу необходимо тщательно подготовиться.

Договариваться о работе, не побывав на предприятии и не пообщавшись с партнером с глазу на глаз, нельзя ни в коем случае. Виртуозно обмануть доверчивого бизнесмена китайские мошенники, или так называемые скаммеры, могут и при личной встрече, что уж говорить про телефонный разговор или электронную переписку. Я часто привожу в пример ситуацию, в которой оказался один клиент Asia Import Group до того, как он начал работать с нами. Китайские мошенники организовали для него подробную экскурсию по заводу с чаепитием и предложили сразу же подписать бумаги. По возращении в Россию довольный бизнесмен перевел необходимую сумму в КНР, а когда решил удостовериться в ее получении, связаться с поставщиком уже не смог. Как оказалось, гостеприимный хозяин производства — простой мошенник, завод арендован, рабочие наняты, документы подделаны и концов не найти. Чтобы не оказаться в подобной ситуации, следует начинать с полного аудита потенциального подрядчика в Китае.

Убедиться в том, что компания, с которой планируется сотрудничество, существует в действительности, поможет интернет. Если сайт поставщика зарегистрирован на китайском домене (.cn или .cn.com), значит, его владелец предъявил паспорт, и, следовательно, доверие к нему выше. Необходимо также проверить наличие китайской версии сайта, так как мошенники, как правило, ограничиваются английским языком, а сайт "вешают" на американский домен.

Дальше стоит обратить внимание на указанные в контактных данных номера телефонов: в Китае принято пользоваться на предприятиях стационарными аппаратами, отвечают по которым исключительно секретари.

Обязательно нужно проверить открытую информацию о компании: дату регистрации и размер уставного капитала, который для приличной фирмы составляет не менее 10 миллионов юаней. После проведения онлайн-аудита следует запросить копии документов о регистрации. Если подрядчик работает не только на внутренний рынок, то у него должна быть также лицензия на экспорт. Чтобы проверить предприятие в Китае до выезда на место, достаточно открыть Google-карты и сверить адрес производства. Если это действительно фабрика или офисное помещение, то можно собираться в путь.

Перед визитом на завод лучше всего обратиться к поставщику с просьбой выслать официальное приглашение для визы в Китай. Реальная компания отправит его очень быстро, в то время как мошенники не захотят излишнего внимания со стороны посольства.

Также перед заключением контракта необходимо обсудить условия оплаты: реальные компании просят перечислять деньги на банковский счет юридического лица, а не выполнять переводы по типу Western Union. Если и здесь все в порядке, то можно переходить к обсуждению условий договора.

Обговаривать цену с поставщиком нужно долго и подробно. По статистике, около 95% контрактов, заключенных предпринимателями самостоятельно, существенно ограничивают их выгоду. Основной принцип, которым руководствуются все китайские коммерсанты, — заработать любой ценой здесь и сейчас. Так ценящееся в России "дальнейшее плодотворное сотрудничество" в КНР не имеет ровным счетом никакого значения. Пожалуй, за редким исключением, когда речь идет о транснациональных гигантах. В остальных случаях поставщики из Поднебесной будут рассматривать каждый новый контракт как источник собственного обогащения. И ни о какой взаимной выгоде речь не пойдет.

Чтобы не остаться "с носом", перед тем как договариваться с поставщиком рекомендуется изучить рынок и порядок цен на необходимый товар. И даже в том случае, если удалось согласовать выгодные условия, ни один предприниматель не застрахован от поднятия цен на следующую партию. Китайские коммерсанты обычно ссылаются на резкий рост оплаты труда, подорожание материалов и так далее. Другая проблема, с которой сталкиваются бизнесмены, пытаясь добиться максимально низкой цены — плохое качество продукции. Дело в том, что китайцы стараются избегать прямых отказов: такое поведение им предписывают правила местного этикета, поэтому соглашаются на снижение прайса, а свою выгоду сохраняют за счет изменения стандартов производства. Подробный договор в письменной форме — единственное, что поможет предпринимателю избежать этой проблемы.

Все детали необходимо фиксировать в договоре. У китайцев есть замечательный принцип, называемый "чха бу доу", что переводится на русский язык, как "почти одно и то же". Если заказчик не прописал в договоре все технические характеристики продукции, информацию о способе производства и другие важные сведения, то китайский коммерсант вполне может произвести замену материала или технологии на свой вкус, и вернуть такой товар как несоответствующий ожиданиям предпринимателя будет невозможно. Грамотно составленный договор — это половина успеха всего предприятия. Как мы в Asia Import Group всегда говорим своим клиентам: "Нет плохих поставщиков, зато бывают плохие контракты".

Нельзя доверять поставщикам на "все 100", даже если бизнес с ними ведется не первый год. Работа с китайскими коммерсантами вынуждает постоянно "держать ухо востро". Чтобы стабильно получать товар высокого качества, необходимо регулярно проводить инспекцию производства. Местные поставщики постоянно стремятся найти способ снижения себестоимости продуктов, чтобы как можно больше положить в собственный карман. Самый распространенный вариант — замена материалов или сырья на аналогичные по характеристикам, но более бюджетные по стоимости. Еще вариант — перевод производства на другую фирму, созданную прозорливым китайским менеджером по продажам специально под российского предпринимателя. Обнаружить это можно, увидев незнакомые слова в строке с названием поставщика. На вопросы о том, с чем связаны такие изменения, китайцы стараются прямо не отвечать и придумывают запутанные объяснения. На самом деле заказ просто передается на другой завод, а процент снова оказывается в кармане у китайского коммерсанта. Поэтому, попав в подобную ситуацию, нельзя пускать все на самотек.

Ответ на вопрос "есть ли возможность не понести убытки в случае работы с недобросовестным поставщиком", к сожалению, отрицательный. Если предприниматель свяжется с мошенником, дороги обратно не будет. В большинстве случаев бизнесменам не удается вернуть или поменять некачественный товар. Если, конечно, груз из Китая вообще прибывает. Власти КНР ведут борьбу с мошенничеством, например, извещают об арестах "липовых" коммерсантов, вводят большие штрафы и суровые наказания за незаконную деятельность. Но возможность нажиться на неопытных предпринимателях перевешивает страх быть наказанными, и бандиты изобретают все новые способы для обмана и получения выгоды. Поэтому перед тем, как начинать бизнес с КНР, необходимо очень тщательно подготовиться, а лучше — найти надежного посредника, который поможет избежать лишних проблем и разделит ответственность за успех бизнеса предпринимателя.

Артем Лылык, генеральный директор Asia Import Group

к разделу От первого лица

Будь в курсе

Подпишись на новостную рассылку «Коммерческая недвижимость день за днем»

Подписаться

Спасибо!

Вы подписаны на нашу рассылку

Вы подписаны на нашу рассылку