imagespecial

Недочитанная глава книжного ритейла

Традиционным книжным магазинам уже очень давно прочат если не гибель, то как минимум серьезные проблемы. Пиратские цифровые версии изданий, которые можно скачать из Сети абсолютно бесплатно, существенное снижение покупательской способности населения, утрата интереса к чтению у подрастающего поколения — негативных факторов, как видно, много. Но вот парадокс: книжный ритейл "на земле", похоже, в последние годы стал чувствовать себя  только лучше.

 

Бумажное прошлое, цифровое настоящее

Сначала о "цифре". Стремительная интернетизация общества естественным образом повлияла и на книжный ритейл. Уже не нужно брать с собой томик любимого автора — в телефон можно загрузить такой объем литературы, что прочитать его не удастся за всю жизнь.

По данным ПАО "МГТС", объем книжного трафика в Москве в январе−сентябре 2016 года увеличился в семь раз по сравнению с аналогичным периодом 2015 года, а объем трафика на книжных сайтах и специализированных мобильных приложениях превысил 135 Тбайт. Самыми  посещаемыми  книжными  порталами стали интернет-библиотеки "Альдебаран", thelib.ru и litres.ru. При этом речь идет  о легальных копиях, которые в основном распространяются по платной модели, сколько же скачано "пиратской" литературы подсчитать невозможно.

Вдобавок Россия следует устаревающему тренду: если на Западе рост продаж электронных книг практически прекратился (в Германии, например, в 2016 году динамика была почти нулевая) или даже сменился падением, то в нашей стране, напротив, набирает обороты. В денежном эквиваленте прибыль от реализации цифровой литературы на отечественном рынке составила 2,7 млрд рублей в 2016 году, в 2017 году — 3,8 млрд, а в 2018 году обещает достигнуть отметки в 4,8 млрд рублей.

По мнению Александра Морозова, генерального директора консалтинговой компании S. A. Ricci, владельцы книжного бизнеса будут тратить больше ресурсов на развитие именно онлайн-магазинов, а не на расширение сети офлайновых точек. "Сейчас практически у каждого книжного магазина есть сайт, через который можно приобрести книги, причем у таких магазинов, как "Библио-Глобус", "Читай-Город" и "Москва" доля онлайн-продаж составляет около половины всего оборота. Велика аудитория и собственно книжных интернет-магазинов: у "ЛитРес" она около 5 млн человек, на сайт "Лабиринта" заходят более 120 тыс. раз в месяц. Поэтому расширять сеть книжных магазинов в традиционном формате невыгодно", — считает руководитель.

Иной точки зрения придерживается консультант отдела торговых помещений CBRE в Москве Ольга Королевская. Она советует не отказываться от идеи увеличения количества "физических" книжных магазинов, хотя доля онлайн-продаж увеличивается с каждым годом. Если посмотреть внимательно, говорит специалист, то на покупки литературы через Сеть приходятся в среднем 10−15% от всего объема реализуемого товара. Кроме того, цифровые продажи растут исключительно в Москве и некоторых других миллионниках, но в ряде региональных городов офлайн-магазины будут востребованы еще на протяжении долгого времени, заключает она.
 


Устаревающая классика

В 2017 году в плане динамики продаж наиболее заметный рост продемонстрировали каналы "Интернет" (12,8 млрд рублей, +20%) и "Федеральные сети" (10,8 млрд рублей, +19%). Во втором случае такой показатель был обусловлен, в том числе, увеличением количества офлайн-точек.

Генеральный директор объединенной розничной сети "Читай-город-Буквоед" Михаил Иванцов, подводя итоги 2017 года для своей компании, сообщил, что за этот период были открыты около 60 магазинов, заданный темп планируется сохранить и в 2018 году. Топ-менеджер уверен: тренд на интернет-дистрибуцию вскоре пойдет на спад, и новые "физические" филиалы будут востребованы.

"GfK провела исследование рынка онлайн-ритейла в Германии и сделала прогноз по его развитию на ближайшее десятилетие. Согласно ему, темпы роста онлайн-ритейла значительно снизятся к 2020 году и войдут в норму. Это значит, что всего лишь через несколько лет онлайн-ритейл перестанет быть ключевым драйвером роста розничной торговли. К этому времени на развитых рынках онлайн- и офлайн-сегменты достигнут определенного равновесия. Конечно, и сама пропорция, и сроки для каждой страны и продуктового сегмента будут своими. Со своей стороны, мы видим значительный потенциал расширения розничной сети, во всяком случае — в ближайшие годы. Разумеется, в концепции omni-channel", — делает оговорку бизнесмен.

Михаил Иванцов согласен и с тем, что формат традиционных книжных магазинов необходимо менять. По его словам, места, где продается литература, должны являться частью "гуманной городской среды", площадками, куда людям хочется приходить, где им комфортно. В этом отношении показателен пример сети "Республика", чьи представительства уже привычнее называть клубами: здесь можно не только приобрести нужное издание, но также спокойно посидеть в кресле и почитать книгу, послушать музыку, перекусить и просто поболтать с друзьями за чашечкой кофе — то есть выстроено целое социальное пространство. И именно за такими проектами видится будущее.


 
Книжное переформатирование

Кто хранит верность старому формату, тот практически обречен, уверяют эксперты.  Юрий Тараненко, руководитель управления развития коммерческой недвижимости ГК "Инград", например, отводит срок "классике" не более двух−трех лет, после чего ей на смену должны прийти концептуально новые проекты с большой долей развлекательной составляющей.

Управляющий группой компаний "Авира" Алексей Загуменнов подчеркивает: сейчас обновляются практически все коммерческие пространства. "Примечательно, что онлайн-магазин в этом отношении может проигрывать магазину реальному. Вспомним компанию "Полароид", которая после банкротства 2008 года уверенно движется в век цифровых технологий, предлагая аудитории то, что можно потрогать руками. То же самое обстоит и с книгами. Каждый может заказать книжку в интернете. Но книжка с автографом автора после теплой встречи да под хороший кофе — бесценна", — делится он.

Таким образом, глава традиционного книжного ритейла не дочитана, но еще немного, и последняя страница будет перевернута, а покупатель познакомится с новой историей офлайн-магазинов.

Дмитрий Бахтин

к разделу Актуально

Будь в курсе

Подпишись на новостную рассылку «Коммерческая недвижимость день за днем»

Подписаться

Спасибо!

Вы подписаны на нашу рассылку

Вы подписаны на нашу рассылку