imagespecial

Дмитрий Рыбаков: "Мы наблюдаем падение рынка автоматизации складов"

Современные складские комплексы кардинально отличаются от проектов, которые работали на рынке 20 лет назад, а владельцы логистической недвижимости включаются в технологическую гонку. О перспективах и проблемах автоматизации складского рынка в России, мы побеседовали с Дмитрием Рыбаковым, генеральным директором компании ConsID, российским разработчиком и интегратором профессиональных ИТ-систем для управления складом (WMS).

Как вы оцениваете уровень проникновения автоматизации на рынке складской недвижимости России?

При оценке уровня проникновения следует говорить о двух типах складской недвижимости: склады крупных компаний, которые управляют двумя и более объектами площадью от 10 тыс. кв. м, и средние и небольшие склады площадью менее 10 тыс. кв. м.

В первом сегменте рынка степень проникновения автоматизации близка к 100%, при этом компании используют как собственные программные разработки, так и заказные решения. Эти компании уже могут оценить эффективность и экономическую выгоду от использования системы управления складом (WarehouseManagementSystem—WMS), поэтому рассматривают возможности расширения их функциональности и внедрения смежных систем. Это системы управления доставками (TransportationManagementSystem-TMS), системы управления двором (YardManagementSystem—YMS), системы мотивации персонала и KPIсклада. Бизнес некоторых из этих компаний уже "перерос" имеющиеся системы, предъявляет новые специфические требования, поэтому компании смотрят в сторону внедрения более современных систем, которые могут легко адаптироваться к потребностям растущего бизнеса и позволяют собственными силами развивать и поддерживать решение.

Что касается второй группы складов, то здесь мы наблюдаем невысокий уровень автоматизации. Если склады используются для внутренних нужд, а оборот невысок, то чаще всего на складе организован бумажный документооборот. Если текущие нагрузки на склад не обеспечивают нужного уровня сервиса обслуживания клиентов, то компании задумываются о внедрении систем автоматизации. Для них это первый опыт, поэтому они осторожно подходят к данному процессу. Выбор системы может затянуться на два-три года. И, как правило, такие компании стараются минимизировать бюджет на автоматизацию и внедряют стандартные коробочные продукты, которые позволяют решить только текущие проблемы склада.

Какие причины приводят к решению о внедрении систем автоматизации?

Причины, которые приводят заказчиков к необходимости автоматизации, могут быть различны. В первую очередь, компании стремятся увеличить оборачиваемость склада, улучшить качество обслуживания клиентов, оптимизировать хранение и прослеживаемость товарных запасов.

У себя в компании в последнее время мы отмечаем тенденцию, связанную с изменением требований законодательства. Так, некоторые компании в связи с необходимостью внедрения ЕГАИС, "Меркурия" и других систем контроля ФНС задаются вопросом внедрения современных технологий.

Некоторые компании — например, e-commerce и 3PL-операторы (зарабатывающие на услугах обработки товарных потоков) — по определению не могут работать без систем автоматизации, поскольку без современных технологий их бизнес не может работать.

Очень часто к нам приходят компании, которые уже имеют начальный уровень автоматизации, в том числе и систему управления складом, но не получают от ее работы требуемого уровня эффективности. Таким образом, мы наблюдаем тенденцию замены систем на более производительные и обладающие большими функциональными возможностями.

Какие заказчики и пользователи складских комплексов являются основными двигателями развития автоматизации логистической недвижимости?

На основании упомянутых тенденций основными заказчиками автоматизированных систем являются торговые компании (продовольственные сети), компании е-commerce, фармацевтические компании, 3PL-операторы. Для них внедрение технологий является инструментом повышения конкурентоспособности бизнеса.

Как вы оцениваете уровень влияния е-commerce в развитии автоматизации и роботизации складской недвижимости?

Е-commerce переживает бурный рост и является одним из главных двигателей распространения современных технологий на рынке складской недвижимости. Стремясь выиграть конкурентную борьбу за клиентов, предоставлять высочайший уровень сервиса, компании из сферы е-commerceпредъявляют повышенные требования к используемым технологиям и не ограничиваются стандартной автоматизацией склада. Их интересуют интеграция с системами управления доставками и транспортными компаниями. Одной из важных задач является автоматизированный расчет доставки с использованием сторонних транспортных компаний.

Развитие е-commerce подталкивает к внедрению современных технологий и в смежных отраслях. Так, большинство транспортных компаний имеет уже систему онлайн-расчетов доставки грузов, которая легко интегрируется с системами класса WMS и ERP. Это позволяет компаниям е-commerce аккумулировать и получать меньшую стоимость доставки товаров, что дает большое преимущество в конкуренции.

Некоторые небольшие компании е-commerceобрабатывают товарный поток и заказы у профессиональных компаний, оказывающих услуги ответственного хранения (3PL). Это приводит к повышению требований к качеству и скорости обработки товаров на рынке 3PL-услуг. В связи с сильной конкуренцией в данном сегменте выживают компании, которые имеют высокую степень автоматизации и открытость к инновациям. Если фирмы не имеют возможности или не хотят вкладываться в развитие технологий, это приводит к сокращению операционной прибыли и уходу клиентов к конкурентам, оказывающих более качественные услуги.

Еще одной тенденцией в будущем может стать развитие е-commerce продовольственных товаров. Этот рынок только начинает развиваться, но на нем уже сейчас ожидается большая конкуренция. Здесь, естественно, будут побеждать компании с очень качественно выстроенной складской и транспортной логистикой, а это очень сильный вызов торговым сетям, которые хотят откусить кусок данного пирога.

Какие новые системы и технологии автоматизации появились и внедряются на рынке за последнее время?

Несмотря на то, что современные технологии развиваются очень быстро, складская и транспортная логистика являются достаточно консервативной в их использовании.

В последнее время появилось большое количество складского оборудования, управляемого без участия человека, дроны, виртуальная реальность и другие современные устройства. Но пока степень проработки и адаптации этих технологий под потребности рынка складов оставляет желать лучшего. Кроме того, специфика и квалификация складского персонала накладывает ограничение на внедрение современных технологий на складах. Поэтому на данный момент мы наблюдаем лишь попытки оценить интерес клиентов к данным инновациям и не более того.

Что касается реального внедрения современных технологий, наши клиенты очень активно интересуются голосовыми технологиями на складе, которые позволяют отказаться от необходимости сканировать товары и тем самым увеличить скорость обработки товарных потоков. Данная технология уже давно успешно апробирована на Западе, но у нас только крупные компании имеют финансовые и технологические возможности для ее внедрения. Также можно отметить активное развитие механизмов интеграции с транспортными компаниями для обеспечения доставки грузов е-commerce и отслеживания статусов выполнения заказов.

Какие факторы тормозят и мешают внедрению новых технологий на рынке логистической недвижимости?

Основной фактор, по моему мнению, — это недостаточные инвестиции в данный класс задач. Сейчас на рынке присутствует более 50 компаний-поставщиков ИТ-решений для управления логистикой — от условно бесплатных до очень дорогостоящих. Иногда в тендере участвуют не менее десяти поставщиков систем разного класса, и критерии выбора очень размыты. Потенциальный заказчик этих решений зачастую не может адекватно оценить преимущества и недостатки тех или иных решений, поэтому выбирает то, что дешевле. В целом последние годы мы наблюдаем падение рынка автоматизации складов.

Отсюда возникает вторая проблема — наличие квалифицированного персонала для внедрения подобных проектов. На падающем рынке очень тяжело удержать квалифицированных специалистов и вкладывать деньги в развитие программных продуктов. Развитие решений происходит в основном за счет реализации новых задач в проектах внедрения, впоследствии эти доработки включаются в новые версии продуктов. Таким образом, получаются локальные решения для конкретных отраслей, которые впоследствии и продвигают разработчики как новые технологии.

Со стороны заказчиков систем автоматизации мы наблюдаем сомнения в необходимости больших вложений в ИТ, ведь они не приносят напрямую операционной прибыли, а служат лишь для оптимизации текущих затрат. За исключением очень крупных игроков в ритейле никто не разрабатывает долгосрочные планы по развитию, стратегически компаниям невыгодно вкладывать дополнительные средства в развитие логистики. Многие используют простые системы, а некоторые содержат большие ИТ-отделы для разработки и поддержки WMS-систем. Эффективность такого использования ресурсов очень сомнительна, так как ИТ-отделы способны ежегодно успешно "осваивать" несколько бюджетов на приобретение профессиональной WMS.

Каковы общие тренды и тенденции технологического развития складской индустрии?

Компании постоянно ищут новые технологии для увеличения эффективности работы складов. Например, мировые гиганты e-commerce вроде Amazon и Alibaba оснащают свои логистические комплексы автоматическими роботами, которые без участия человека перемещают товары по складу для сбора огромного количества заказов. Многие аналитики утверждают, что не за горами будущее, когда склад будет работать без участия человека. Но пока (особенно в российских реалиях) тенденции рынка идут в сторону оптимизации и максимизации эффективности использования уже имеющихся систем управления складом.

Например, после года эксплуатации WMS-системы логисты получают оптимальные нормативы выполнения складских операций, на основе которых могут вычислять KPIкаждого сотрудника и определять стандарты выполнения операций. Следующим шагом может быть внедрение системы мотивации и вспомогательных инструментов для управления складским персоналом, например, онлайн-табло самых эффективных сотрудников и т. п.

Еще одним шагом развития системы может быть визуализация работы склада и настройка интерфейсов для упрощения управления и формирования аналитики. Например, начальник склада может визуально поменять норматив выполнения и определить, сколько сотрудников ему понадобится для выполнения текущих заданий.

Одна из устойчивых тенденций — внедрение инструментов качественной оценки работы сотрудников, которые позволяют выявить критические точки при выполнении операций, вычислить соответствие квалификации сотрудника выполняемым задачам, проанализировать выполнение нормативов и их отклонение от стандарта с детализацией до каждого шага. Такие инструменты позволяют достоверно вычислить производительность сотрудника и выявить узкие места в его работе, исключив накрутки и виртуальные операции.

Можно ли говорить, что Санкт-Петербург и Москва являются анклавами современного технологического развития складского рынка?

В какой-то степени можно говорить, что современные технологии более развиты в двух столицах, но и в регионах есть большие логистические хабы с современными автоматизированными складами и высококвалифицированным персоналом (Екатеринбург, Новосибирск, Владивосток). Но в целом региональный рынок отстает от Москвы и Санкт-Петербурга в своем развитии. Это связано в основном с низким уровнем квалификации и профессиональной подготовки специалистов на местах. Ведь для того, чтобы правильно формулировать требования к ИТ-инфраструктуре и эффективно использовать профессиональную систему управления складом, нужны соответствующего уровня ключевые сотрудники (директор по логистике, директор по ИТ, начальник склада и т. п.).

Говоря о Петербурге, Калининграде, Дальнем Востоке, стоит отметит такие специфические площадки, как контейнерные терминалы. Расскажите об отличиях подобных проектов от классических складов и особенностях их управления.

Контейнерные площадки — это отдельные логистические объекты со своими специфическими бизнес-процессами, автоматизация которых имеет свои сложности. С одной стороны, контейнерные терминалы имеют несколько упрощенную по сравнению со складами логистику, так как не требуют пересчета товара. Но есть такие специфические процессы, как копка (поиск нужного контейнера в стеке из контейнеров), которая является достаточно сложной для оптимальной реализации математической задачей. Кроме того, на контейнерных терминалах используется дорогая техника, поэтому в данных проектах уделяется особое внимание задачам оптимизации ее пробега.

Еще одной особенностью является отсутствие необходимости сканирования контейнера и использования традиционных для складов терминалов сбора данных, поэтому в данных проектах используется другое промышленное оборудование. Наиболее прижились в этом сегменте промышленные планшеты, которые могут использоваться мобильными сотрудниками или монтироваться в погрузчики. Направления развития технологических решений здесь — интеграция оборудования с RFID-метками, видеокамерами, технологиями геопозиционирования.

Какие логистические проекты на рынке Вы считаете самыми высокотехнологичными и передовыми в вопросах внедрения автоматизации?

Если брать наши внедрения, то можно привести пример крупного российского дистрибьютора электротехники — компании ЭТМ. С ними мы начали работать в конце 2014 года и на текущий момент уже автоматизировали три региональных логистических центра общей площадью 65 тыс. кв. м из планируемых семи. Компания ЭТМ была в лидерах на рынке, но существующая WMS-система была очень сложна в эксплуатации и неустойчиво работала. Ее замена привела к оптимизации бизнес-процессов внутри компании и обеспечила надежность работы региональных центров по круглосуточному принципу. Сейчас развитием системы на всех трех складах занимается один ИТ-специалист.

Еще одним нашим передовым клиентом является крупная торговая сеть, которая после автоматизации склада получила порядка 20% роста эффективности работы. После двух лет работы склад увеличил нормативы с 600 до 1,6 тыс. коробов отбора на одного сотрудника в смену, то есть без увеличения количества персонала нарастил обороты в 2,5 раза. Сейчас эти стандартны больше, чем у конкурентов из топ-3 торговых сетей.

Если говорить о других примерах на рынке, то в части внедрения передовых технологий можно отметить компанию X5 RetailGroup, которая оперативно следит за тенденциями в сфере инноваций и внедряет логистические решения. Но пока это только пилотные проекты, которые не масштабировались на всю складскую сеть.

Хочется также выделить компанию FMLogisticкак одного из лидеров в сегменте 3PL. Внедренная у них технология голосового отбора является эталоном эффективности использования передовых технологий, которые внедрены в промышленную эксплуатацию уже на нескольких логистических центрах.

Насколько дорого обходится внедрение автоматизированных систем, хранения перемещения, сортировки и так далее?

Промышленное оборудование является достаточно дорогим удовольствием для складов. Помимо самого оборудования, надо учитывать расходы на программное обеспечение, консалтинговые услуги и дальнейшее техническое сопровождение. Если компания использует сортировочные линии или автоматизированные стеллажи, то сумма затрат в этом случае существенно превышает использование стандартной автоматизации с помощью человека. В процентном отношении стоимость такого проекта в два раза выше.

Автоматизация склада является расходной частью бюджета компании и не приносит прибыли напрямую. Поэтому все компании перед внедрением оценивают риски по сокращению операционной прибыли, стабильность рынка и другие факторы.

Тем не менее многие компании встают на пусть автоматизации, так как понимают, что внедрение новых технологий ведет к увеличению эффективности работы склада и как результат — сокращению издержек. Окупаемость проектов автоматизации складывается из нескольких составляющих. Это сокращение персонала, увеличение пропускной способности склада и оборачиваемости товаров, повышение качества работы склада, отсутствие рекламаций со стороны клиентов. В целом автоматизация обязательно приводит к увеличению качества и скорости выполнения операций, а это в целом сказывается на эффективности и конкурентоспособности бизнеса.

Сегодня на рынке многие компании задумываются о внедрении систем автоматизации, так как понимают, что без них эффективно работать очень сложно. Но неустойчивость рынка и невозможность получить быстрый возврат инвестиций от автоматизации заставляют компании задуматься, прежде чем сделать окончательный выбор. Еще одним сдерживающим фактором является недостаток на рынке хороших команд и специалистов. В связи с тем, что средний проект внедрения занимает около шести-девяти месяцев, а компании-интеграторы имеют около трех команд, то количество качественно реализуемых проектов ограничено.

Стремясь реализовать поток проектов и расширить возможности захвата рынка, некоторые компании-интеграторы работают через механизм франчайзи. Но практика показывает, что качество таких проектов не соответствует ожиданиям клиентов.

На каких технологиях и решениях сегодня нельзя экономить?

Если компания быстро растет и расширяет свое присутствие в регионах, то, естественно, ей требуется инвестировать в открытие магазинов и торговое оборудование. Но без качественного сервиса, обеспечивающего доставку товаров в магазины, обойтись нельзя. Так, например, торговые сети, которые хотят быть конкурентоспособными, должны максимально автоматизировать все звенья логистической цепи, начиная от закупок товара до продажи конечному потребителю. Как минимум это система ERP, отвечающая за финансы и бухгалтерию, система управления складом WMS, система управления транспортом TMS. Также набирают популярность системы управления лояльностью покупателей, системы управления запасами и другие аналитические модули, позволяющие обеспечить планирование закупок, а также сбыт продукции.

Ни для кого не секрет, что без WMS-системы невозможно обеспечить высокую точность и скорость обработки товара на логистическом центре. Но здесь встает вопрос эффективности внедренных решений, на которых хотели сэкономить. Например, к нам пришла компания, у которой семь распределительных центров, каждый из которых площадью более 10 тыс. кв. м. Их работа полностью автоматизирована и внедрен безбумажный документооборот. Но система управления складом перегружается по два-три раза в сутки, что оказывает негативное влияние на эффективность работы. Уже один этот фактор должен быть причиной перехода на более современную WMS. В своей практике я часто общаюсь с компаниями, которые не удовлетворены имеющейся WMS. Неудачно реализованные проекты порождают недоверие к ИТ-решениям, наши потенциальные заказчики боятся обжечься второй раз, и от них это требует большого количества ресурсов и возможно смены технологии работы.

Насколько технологическое развитие складской индустрии влияет на ее инвестиционное восприятие и потенциал?

Любая автоматизация ведет к увеличению инвестиционной привлекательности компании. Более того, около десяти лет назад часть компаний закупала очень дорогое программное обеспечение, чтобы как раз повысить этот показатель. Но если говорить о сегменте складских систем, то такие дорогие проекты требуют дорогого обслуживания и технической поддержки, поэтому надо смотреть на общую стоимость владения.

После череды экономических кризисов даже большие компании пересмотрели взгляды на продукты класса SCE, и сейчас это уже не является инвестиционным инструментом как таковым, а это системы, которые качественно выполняют поставленные задачи и обеспечивают бесперебойные поставки товаров в магазины, повышая конкурентоспособность компании, что в конечном итоге увеличивает ее инвестиционную привлекательность.

Как соотносятся площадь склада и необходимость автоматизации?

Да, площадь склада имеет значение, но еще большее значение имеет ассортимент товаров, который хранится на складе и количество документов, которые обрабатываются в день. Если количество заказов очень мало, то нет необходимости тратить деньги на автоматизацию. Если оборот на складе достаточно большой, то необходимость во внедрении возрастает. По опыту работы такие системы интересны для складов более 1 тыс. кв. м с количеством документов от 100-150 в день.

Насколько российский рынок отстает в вопросах автоматизации складской недвижимости и систем от Европы?

На Западе системы автоматизации склада уже являются стандартом работы и там не знают, как работать без WMS. Кроме этого, там есть четкое понимание стандартов, а у нас каждый склад пытается внедрить свою уникальную технологию. Поэтому специфика автоматизации склада в России существенно отличается от технологий, используемых на Западе.

Поэтому российское программное обеспечение более адаптировано к существующим реалиями и требованиям заказчиков, и позволяет решить множество задач, о которых не имеет представление зарубежный поставщик.

Что касается перспектив роста, то с середины 2017 мы наблюдаем большой интерес клиентов к автоматизации склада, причем в одном тендере участвуют множество поставщиков, предлагающих широкий спектр систем — от условно бесплатных до дорогих. Интерес к автоматизации растет, но главным сдерживающим фактором является стоимость проекта. Если интегратор предложит более низкую цену, то шансы выиграть у него возрастают.

По моему мнению, в 2018 году эта тенденция выбора системы, исходя из минимальной цены, будет продолжаться, и вряд ли нас ожидает большой рост количества проектов. Для увеличения темпов и уровня автоматизации необходим рост экономики в целом, и рост стоимости проектов в частности, но так как внешнее давление на Россию только возрастает, рынок будет находиться на той же стадии, что и сегодня. В ближайшие год или два компаниям предстоит обновление парка оборудования, в связи с этим некоторые системы могут быть технологически не готовы к замене. Это может подтолкнуть компании к замене программных продуктов и переходу на более качественные решения.

к разделу Интервью

Будь в курсе

Подпишись на новостную рассылку «Коммерческая недвижимость день за днем»

Подписаться

Спасибо!

Вы подписаны на нашу рассылку

Вы подписаны на нашу рассылку