imagespecial

Татьяна Шараева: "В коворкингах Meeting Point 70-99% – иностранные резиденты"

Эксперты единодушно отмечают быстрые темпы развития рынка гибких рабочих пространств в России. Управляющий партнер сети гибких рабочих пространств премиального класса Meeting Point Татьяна Шараева рассказала порталу Арендатор.ру об итогах работы за 2018 год и поделилась планами на будущее.  

Как бы вы охарактеризовали итоги работы вашей компании за 2018 год?

За прошедший год мы запустили две новые большие точки. Одна из них – в БЦ «Белые Сады», где мы поэтапно открывали два этажа. Сначала свои двери распахнул одиннадцатый этаж с офисами, а затем – второй этаж, отведенный под проведение конференций. Конференц-пространство мы отделили от офисной части, поскольку далеко не всем арендаторам нравятся большие шумные мероприятия. К настоящему моменту загрузка по данному проекту превышает 90%. Общая площадь комплекса составляет более 2 тыс. кв. м. Вторая площадка расположена в «Крокус-Сити». Мы ее сдали к концу прошлого года. Коворкинг начал заполняться с первого дня, и мы отмечаем повышенный спрос именно на крупные лоты в данной локации. Это обусловлено тем, что в Московской области (а наш комплекс располагается за чертой города), такого предложения рядом с метро, по сути, нет. Причем в здание можно попасть даже не выходя из метро на улицу. Площадь проекта превышает 1,5 тыс. кв. м.

В конце прошлого года стало известно, что здание делового центра «Москва» на Манежной площади перешло в доверительное управление Meeting Point.  По условиям соглашения, ваша компания занимается редизайном делового центра, площадь которого составляет более 11 тыс. кв. м, а также продвижением и продажами. На какой стадии находится этот процесс?  

Сейчас проходит второй этап архитектурного конкурса. Определиться с победителем мы должны 14 февраля. Все вопросы, касающиеся объема инвестиций, будут решаться после утверждения дизайн-проекта, которого пока еще нет. Победитель займется непосредственно дизайн-проектом, после чего и начнется проектирование и стройка. Вместе с тем, заниматься ремонтом мы будем поэтапно. Срок ремонта одного этажа составляет 2-3 месяца. Я думаю, если не к лету, то в течение лета мы уже сможем что-либо предложить нашим арендаторам. При этом проект вызывает большой интерес у наших потенциальных клиентов. Есть арендаторы, которые хотели бы сделать этажи «под себя». Возможно, первых резидентов мы посадим в формате build to suit, а вторым этапом будем делать уже тот дизайн, который определим под наши сервисные офисы.

Какова динамика по загрузке на ваших площадках?  

Могу сказать, что к настоящему моменту в нашем центре на Охотном Ряду уровень загрузки составляет 100%. Эту площадку смело можно назвать «аншлаговой». Каждый месяц через нее проходит как минимум 5 тыс. человек, включая гостей, посетителей, тех, кто приходит на мероприятия, арендует переговорные комнаты. Если же взять по годам, то в 2015 году мы загружались медленно, но мы помним, что тогда в стране был серьезный кризис. Начиная с 2016 года, наши показатели начали выравниваться. С тех пор в этой точке, как правило, наша загрузка не падает ниже 90%. В «Белых Садах» она к настоящему моменту составляет 90%. Что касается «Крокуса», то пока загрузка не высокая, но площадка открылась чуть больше месяца назад. Сейчас мы ведем переговоры по нескольким крупным лотам, площадью от 500 кв. м. Как показывает наш опыт, на 100% загрузку мы выходим за 9-12 месяцев. Отдельного внимания заслуживают конференц-залы. Они используются в основном клиентами, не являющимися резидентами наших офисных зон. У нас под управлением 9 конференц-залов, и загрузка по ним очень большая. В самый жаркий сезон у нас, зачастую, бывают ситуации, когда в одном зале за один день проходит 3-4 мероприятия.  

Считается, что драйвером офисного рынка является сфера IT. Какова структура спроса по вашим рабочим пространствам с точки зрения принадлежности к отраслям?

Арендаторов их этого сегмента у нас действительно много, но сказать, что они доминируют, я все равно не могу. Сейчас картина очень пестрая. Если в предыдущие годы лидировали какие-то определенные отрасли, то сейчас такого уже нет. Замечу, впрочем, что, в отличие от многих других коворкингов и сервисных пространств, у нас глобально доминируют иностранные компании. На Охотном ряду их у нас около 70%, а в «Белых Садах» – практически 99% среди постоянных офисных резидентов.

С чем вы связываете такую ситуацию?

Я бы назвала два фактора. Первый из них – это локация. Второй момент – большое количество представительств, которые открываются в нашей стране впервые. Такой формат для них очень привычен. Им не надо подробно рассказывать о том, что такое гибкое офисное пространство, поскольку материнские компании представительств заграницей сами зачастую сидят в коворкингах. При этом открыть представительство в сервисном офисе очень удобно, ведь оно, зачастую, начинается с 1-2 человек. В случае с коворкингами сотрудники могут прийти только со своими телефонами, все остальное предоставляем мы. При этом они не берут на себя никаких долгосрочных обязательств. Из таких арендных отношений можно моментально выйти.

Какова примерная доля среди ваших арендаторов физических и юридических лиц?

Наши клиенты на 99% представлены юридическими лицами. Это может быть и индивидуальный предприниматель, но ИП – это все равно юридическое лицо.

Какова средняя длительность арендных отношений с клиентами у вашей компании?

Если мы говорим о представительствах иностранных компаний, то это где-то 11 месяцев. При этом крупные клиенты рассматривают вопросы долгосрочной аренды, как минимум на 3 года.

В 2015 году вы заключали договор по взаимному обмену клиентами с проектом StartHub, рассчитанном на стартаперов и молодых предпринимателей, для которых премиальный коворкинг Meeting Point является слишком дорогим. Оправдались ли ваши ожидания от такой стратегии? Вы продолжаете сотрудничать?

Мы продолжаем сотрудничество, и работаем с несколькими сетями. И даже не только работаем, а встречаемся, общаемся, обмениваемся информацией. Если к нам приходят клиенты, которым ценовая политика Meeting Point кажется дорогой, то мы их с удовольствием передаем нашим коллегам по цеху. В свою очередь, если у них есть клиенты, которые хотя провести переговоры на Охотном Ряду, то они направляют их к нам. Такая ситуация возможна благодаря тому, что Meeting Point – это единственное гибкое пространство, работающее в премиальном сегменте и не имеющее прямых конкурентов.   

Что важнее всего для арендатора гибкого рабочего пространства премиального уровня? Назовите, пожалуйста, ТОП-3 основных требований, предъявляемых вашими клиентами.

Согласно нашим опросам, первое – это статусность. Наш клиент имеют свою специфику. Он хочет, чтобы его соседи по другим офисам, а также гости, которые здесь бывают, все-таки не ездили по офису на самокатах. Второй важный аспект, который нам постоянно называют – это время и логистика. До любой из наших точек, за исключением «Крокуса», практически из любого места Москвы можно добраться за 20-25 минут.

Что станет приоритетом в развитии вашей компании на этот год?

Для себя мы определили два приоритета: это расширение сети и автоматизация бизнес процессов. Мы сейчас ведем множество переговоров по открытию новых точек. С большой долей вероятности одну-две точки мы еще откроем в этом году. Не могу сказать, где именно это будет, в силу достаточно жестких договоров о конфиденциальности. Но в двух точках обсуждение носит уже предметный характер. Касаемо сервиса, сейчас мы находимся на этапе разработки очень интересного портала для наших резидентов. Он частично уже начал работать, арендаторы им пользуются, однако не в том объеме, в каком мы хотим это сделать. Уже сейчас они в режиме online бронируют себе переговорные. А в ближайшем будущем наши резиденты практически все смогут делать в режиме online, то есть, видеть загрузку площадки, свободное время, даты. Подводя итоги, я бы сказала, что и развитие сети и автоматизация в конечном итоге служат улучшению качества обслуживания текущих и будущих наших клиентов.

 

Беседу вел Александр Ковалевский

к разделу Интервью

Еще больше полезной информации из мира недвижимости на нашем Youtube - канале Недвижимость+

Будь в курсе

Подпишись на новостную рассылку «Коммерческая недвижимость день за днем»

Подписаться

Спасибо!

Вы подписаны на нашу рассылку

Вы подписаны на нашу рассылку

Мы в Яндекс.Дзен
Подпишись на наш канал: самые актуальные новости о недвижимости