imagespecial

Коворкинги ловят сети: основные тенденции в эволюции гибких офисов

Рынок коммерческой недвижимости в России был вынужден за четверть столетия пробежать путь, на который западным странам понадобился весь 20-ый век. Тенденции стремительно сменяли друг друга, а проекты становились все интереснее и сложнее. Одним из наиболее характерных примеров интенсивной эволюции форматов является сегмент коворкингов.  

Гибкие офисы стали своеобразным отражением истории развития бизнеса в целомПодобные проекты могут функционировать фактически на любой площадке, в любом виде и конфигурации.  Попробовать открыть коворкинг в том или ином виде можно почти везде. Для молодого и амбициозного бизнеса — это то, что доктор прописал. Поэтому здесь появляется так много экспериментальных идей и концепций.  Изначально главной целевой аудиторией коворкингов были миллениалы и стартаперы, открытые к новомуотринувшие классические стандарты отношения к офисным помещениям. Рост интереса к IT-технологиям и мобильности нашел отклик среди проектировщиков коворкингов.  

Прогнозируется, что общее число коворкинг-площадок в мире скоро превысит 20 тыс.  и достигнет 25,тыс. уже к 2022 году. Это на 42% больше, чем в 2019 году. С 2015 года в среднем данный формат ежегодно рос на 2595 новых площадок. Каждые пять дней в Лондоне открывается новый коворкинг, а каждые 7,5 дня - в Нью-Йорке. 

Резиденты ценят атмосферу, которую предлагает им коворкингМы говорим о некой неформальной обстановке и неуловимой общей волне, на которой должны находиться обитатели гибких офисовАрендаторы коворкинга ищут не условные квадратные метры, а людей, с которыми они хотят находиться рядом и делиться идеямиЛогично подобранное сообщество является одним из основных конкурентных преимуществ в условиях, когда в крупных городах западных стран индустрию коворкингов называют перенасыщенной все чаще. 

Подобные настроения вылились в интересную тенденцию, которая заключается в развитии коворкингов для узкого круга людей с общими профессиональными компетенциямиСегодня на рынке появляется все больше тонко настроенных проектов для определенного сообщества. Речь идет о музыкантах, врачах, дизайнерах, ученых и даже молодых мамахПодобные коворкинги очень интересно создавать по причине наличия индивидуального сочетания функций. Такой формат крайне перспективен для развития и роста. Например, сейчас мы разрабатываем подобный проект для композиторов и музыкантов. 

Другая важная тенденция — рост корпоративного сегмента. В Европе и США целевая аудитория гибких офисов стремительно пополняется сотрудниками крупных компаний международного уровня. Многие транснациональные корпорации заключают эксклюзивные договоры с операторами для проектированиязапуска и управления офисов по индивидуальным проектам. GoogleFacebook и Oracle активно переводят креативную часть команд в сетевые коворкинги, которые создаются специально под них 

Третья тенденция развития коворкингов заключается в увеличении их средней площадиа также общей вместимости. Эффективность бизнес-модели коворкингов соотносится с количеством мест для арендаторов. Наиболее высокий КПД показывают проекты площадью от 700 кв. м и более. Более плотной становится рассадка в рабочих станциях. Например, в Испании и Италии еще 3 года назад на 1 человека в коворкинге выделялось примерно 17 кв. м. Сейчас стандартный размер рабочей станции установился на уровне в 14 кв. м. В Лондоне площадь одного рабочего места составляет всего около 8,8 кв. м.  

Это не говорит о жадности или недальновидности операторов и проектировщиков. Просто процесс разработки гибких офисов вышел на новый уровень. Архитекторы научились более эффективно использовать и комбинировать пространство. Многие коворкинги открываются внутри крупных и престижных бизнес-центров класса А/В+.  

Все последние годы сегмент коворкингов рос очень стремительно, но несистемно. Это объяснялось эффектом низкой базы и начальной стадией развития. Однако качественный скачок развития коворкингов запустил закономерный процесс расширения доли сетевых игроков. На сегодняшний день локации, находящиеся под управлением сетевых брендов, составляют уже больше 55-60% от совокупного предложения. В перспективе крупные компании станут доминировать на рынке. Преобладание сетей в свою очередь ведет усилению сегментации предложения. Операторы гибких офисов сейчас все более явно делятся на эконом-формат и бизнес-класс. Однако даже в недорогих проектах требования к меблировке, дизайну и отделке со стороны резидентов достаточно высоки.  Сетевым компаниям куда легче позволить себе тщательную проработку проектов, сотрудничество с известными мастерскими и архитектурными бюро. Удачные схемы и концепты они могут масштабировать, быстро наращивая свое присутствие на рынке, узнаваемость бренда и клиентскую базу.  

Сейчас коворкинги становятся полноценной частью профессионального рынка офисной недвижимости. Наличие качественного гибкого офиса является преимуществом даже для премиальных бизнес-центров. Всего за 20 лет коворкинги прошли путь от полупрофессиональных проектов до сетевых форматов с клиентской базой из числа крупнейших международных корпораций. В ближайшие годы формат однозначно продолжит качественный и количественный рост.  

 

Руководитель мастерской NOOR Architects Михаил Беляков.

к разделу От первого лица

Будь в курсе

Подпишись на новостную рассылку «Коммерческая недвижимость день за днем»

Подписаться

Спасибо!

Вы подписаны на нашу рассылку

Вы подписаны на нашу рассылку

Мы в Яндекс.Дзен
Подпишись на наш канал: самые актуальные новости о недвижимости