imagespecial

Взгляд на офисы будущего: где и как будет работать новое поколение

Немного статистики

Результаты опроса популярного сайта по поиску работы HeadHunter показали, что в начале 2019 года более 31 % современных работников выбрало удаленную работу. Из них 14 % — свободные фрилансеры и 17 % — удаленные сотрудники в штате компании. Самая высокая доля независимых сотрудников приходится на Московскую, Самарскую и Ростовскую области. И уже через пару лет основную часть рынка труда займут представители поколения Z — люди, которым крайне важны свободные отношения с офисом и работой.

 

Поколение Z и его отношение к офисной работе

Каковы ключевые характеристики поколения Z? Это люди передовые и современные, они любят тренды и отслеживают тенденции рынка. Однако многие из них инфантильны и избалованы. Они хотят быстрого карьерного роста, хороших должностей и интересных задач. Им сложно выполнять рутинную работу и участвовать в длительных рабочих процессах.

Поэтому рабочее пространство для поколения Z должно быть иным, не классическим. Молодые люди ценят оригинальные подходы и решения, поэтому офисы для них должны быть интересными, с нестандартными дизайнерскими решениями. Надо создавать для них такую среду, в которой они будут себя лучше чувствовать. Это и диджитализация рабочих процессов, и возможность отдыха на рабочих местах, и лаундж-атмосфера. Не нужно им ставить жестких рамок, но нужно ставить конкретные задачи и сроки, чтобы получать на входе конкретный результат. Сейчас в офисах нужно находить идею, которая усилит преимущества пространства для работы. Это не только дизайн, но и разные нетипичные возможности: место для сна, например (если час сна повлияет на результат работы, то почему бы и нет?).

На эффективность работы позитивно повлияет геймификация рабочего процесса. Это позволит им расти в компании, развиваться и бороться с присущей их поколению инфантильностью. Если в офисе будет комфортно находиться и работать, то результат труда будет выше. Главное, чтобы решение офисного пространства нравилось сотрудникам, и было удобно именно для них. А значит, важно учитывать потребности своих кадров.

 

Подходы к рабочему процессу: классика vs новые решения

Поколение Z не воспринимает авторитарный стиль управления, то есть классический, производственный бизнес, строгий подход. Поэтому в классических офисах мало людей из этого поколения. А если офис современный, с новыми технологиями, то в таком молодые кадры лучше себя чувствуют и показывают лучший результат.

Директора компаний настраивают свою систему в рамках своего бизнеса через свое восприятие мира. Если они считают, что люди могут творить бесконтрольно, обеспечивая высокий результат, то и организовывать офисное пространство и работу сотрудников будут по новым, более свободным, принципам, выбирая одну модель управления. Они могут легко нанимать сотрудников на удаленную работу и обычно ставят во главу угла не время, проведенное на работе, а конкретный результат.

Другие же видят свою рабочую систему со строгим контролем и надзором, им важно следить за всеми рабочими процессами и получать отчеты наряду с результатами. И если на это накладывается бизнес, то он будет строгой системой, а это предусматривает классический офис и классический подход к организации работы сотрудников. Сюда сложно вписать представления о работе кадров из поколения Z, им, наоборот, придется придерживаться строгих требований бизнеса.

Управляющие бизнесом, которые понимают и принимают свободный подход, свойственный поколению Z, выстраивают отношения с сотрудниками по-другому. Работа на результат становится для них определяющим фактором, поэтому они могут даже отказаться от контроля процесса работы и готовы создавать комфортные условия для достижения результата. Например, создать мобильное приложение для работы или среду для творчества, размышлений, решения рабочих задач. Так как поколение Z — это поколение из мира digital, то для них это важно.

 

Бизнес и пространство для поколения Z

Представители поколения Z часто выбирают фриланс. И в этом плане интересен формат коворкингов. Самозанятым коворкинги подходят идеально, особенно если это концептуальное пространство. Также такой формат близок и людям, работающим в сегменте стартапов, — это опять же представители поколения Z.

Если говорить про работу по найму, то поколение Z выбирает IT и творческие (рекламные, маркетинговые) компании. 90 % штата таких компаний — молодые и творческие люди. Такой формат компании позволит им творить, а в перерывах расслабляться. Классика сжимает их возможности и не дает развиваться.

 

Офис будущего: какой он?

Всем современным сотрудникам нужен формат нестандартного офиса: классного, приятного, о котором хочется рассказывать партнерам и друзьям, в котором хочется находиться и общаться с коллегами. В таком офисе усиливается корпоративная культура, нет желания сидеть от звонка до звонка, чтобы уйти ровно в 18:00. Когда в офисе есть развитая инфраструктура, то для поколения Z это отличный вариант. Представителям этого поколения важна инфраструктура с нестандартным подходом, с перерывами внутри офиса и возможностью творчески отвлечься. В том числе важна сама компания и ее вес на рынке, чтобы у кадров было осознание значимости ее масштабов. К примеру, крупные мировые компании Google, Mail.ru, «Яндекс», «Теле2», OZON перешли к таким офисам уже давно, больше десяти лет. Это правильно и располагает выбирать их в качестве места работы. Для многих это одна из «плюшек» при выборе работодателя. Следовательно, компаниям нужно обращать на это внимание и выделять ресурс для модернизации своих офисов.

На то, каким будет офисное пространство, в России во многом влияют официальные требования. Они во многом ограничивают креативные решения, и это нужно корректировать. Например, в положения и регламенты можно добавить, при каких обстоятельствах и в каких случаях допустима самостоятельность компании в оформлении и организации офисного пространства. Понятно, что требования пожарной безопасности или требования к эвакуации нарушать нельзя, но можно сделать более гибкими требования к планировке офисов или к рабочему месту сотрудников. Однако это усложнит работу проверяющих органов — во многом они не готовы оценивать нестандартные решения, потому что действуют строго по нормативам. Это значит, что изменения официальных требований повлекут за собой и изменения в оценке офисов проверяющими органами, а это и изменение их сознания в том числе — иначе они не смогут адекватно оценить креативные пространства.

 

Кто готов к перестройке офисного пространства?

Модернизировать офисы свойственно компаниям, которые поддерживают современные подходы и которые готовы создавать пространства для своих сотрудников. На это потребуются финансовые вложения, а не каждая компания располагает средствам для этого. Однако сфера деятельности тоже имеет значение: производство прицепной техники или швейный цех сложно сделать креативным пространством (хотя, возможно, кому-то это удастся).

Самим организациям рынок не сильно диктует форму организации офисных пространств. Это может быть тенденция, характерная для направлений, которые сейчас больше и быстрее развиваются. Например, IT-индустрия. Эти бизнесы взлетают неимоверно, быстро шагают вперед. А есть «строгие» компании, для которых это излишне. Им нужна серьезность и классическая модель, потому что рынок и партнеры их такими воспринимают. Если их посадить в творческое релакс-пространство, то они не будут должным образом выполнять свои обязанности. Например, работники юридической фирмы вряд ли смогут работать в креативной обстановке. Формат офиса должен соответствовать сфере деятельности компании, а не идти на поводу тенденций.

 

Делаем вывод

Если рабочие вопросы можно решать дистанционно или в любых условиях, потому что важен результат, то от офисов можно отказаться в пользу комфорта сотрудника. Поколению Z не хочется быть привязанными к конкретному месту, им хочется путешествовать, открывать новые места, не отрываясь от работы. Когда сотруднику удобно, когда он вдохновляется своей жизнью, то и результат работы выше. Если, конечно, этот сотрудник умеет соединять и работу, и свою другую деятельность. Если же самоорганизация страдает, то ему стоить выбрать офисное пространство.

Нужно учитывать, прежде всего, возможности кадров, их пожелания, профессиональные и личные качества. Дистанционные команды или команды в офисе — неважно, главное, чтобы был результат.

 

Антон Бабчихин, директор по маркетингу комплекса «Румянцево»

к разделу Актуально

Еще больше полезной информации из мира недвижимости на нашем Youtube - канале Недвижимость+

Будь в курсе

Подпишись на новостную рассылку «Коммерческая недвижимость день за днем»

Подписаться

Спасибо!

Вы подписаны на нашу рассылку

Вы подписаны на нашу рассылку

Мы в Яндекс.Дзен
Подпишись на наш канал: самые актуальные новости о недвижимости