imagespecial

Что было, что будет на рынке коммерческой недвижимости

Развитие рынка коммерческой недвижимости, в частности торговых помещений, а также прогнозы на будущий год комментирует Сергей Гипш, генеральный директор компании Colliers International.

Что знаменательного произошло на рынке торговой недвижимости в 2003 году?

Год был благополучным в отношении развития рынка торговой недвижимости. Из основных тенденций уходящего года можно упомянуть:
 изменение структуры рынка торговых объектов – уменьшение доли рынков, киосков и павильонов в товарообороте Москвы за счет увеличения числа отдельно стоящих магазинов и торговых центров, усиление конкуренции между торговыми центрами. Все улучшается, правильные концепции делаются с нуля;
 Усиление конкуренции между торговыми центрами;
 Профессиональный подход к девелопменту, архитектуре и дизайну торговых центров;
 Увеличение доли развлекательного сегмента в составе торговых центров;
 Освоение спальных и пригородных районов для девелопмента новых торговых объектов;
 Обострение конкуренции и передел рынка торговыми сетями вследствие роста местных и экспансии международных сетей в Россию, слияний и поглощений.

Из знаменательных событий я бы отметил успешное развитие и функционирование комплекса «Мега Молл» (несмотря на то, что официально проект открылся в декабре прошлого года, полноценнно он начал работать только в этом году). В этом году там открылся многозальный кинотеатр, магазин OBI, каток. На сегодняшний день это единственный суперрегиональный торговый центр в Москве, который генерирует такой большой поток посетителей.
Также можно упомянуть о создании проекта «Рейтинг Торговых Центров России». Его программа была разработана с целью провести сертификацию торговых центров, отметить лучших и ярчайших представителей индустрии торговых центров, что и было сделано на торжественной церемонии представления результатов "Рейтинга Торговых Центров - 2003" 16 декабря экспертным советом, в который входили представители таких компаний, как Colliers International, Stiles&Riabokobylko, PGPartners, Магазин Магазинов, Penny Lane Realty и других.
Еще одним немаловажным событием года я бы счел международную выставку Mapic. Mapic в этом году, на мой взгляд, был наиболее плодотворным и интересным для нашей компании за последние четыре года. Интерес к России постоянно возрастает и из теоретического переходит в практическую область. Если раньше многие западные девелоперы и ритейлеры просто интересовались рынком и что-то записывали в блокноты, то сейчас они уже практически приходят в Россию, что является важной и знаковой тенденцией.

Основные крупные сделки по торговым центрам столицы?

2003 год был отмечен несколькими крупными сделками на рынке торговой недвижимости. Говоря об аренде, следует отметить сделку компании «Холдинг Центр» по аренде универмагов «Бухарест» и «Лейпциг», аренду компанией OBI двух магазинов в ТЦ «Мега» и строящемся «Мега 2» по 15 000 кв.м каждый. Финская сеть Stoсkmann откроет в «Меге» магазин площадью 11 000 кв. м.

Из сделок купли-продажи наиболее заметными в уходящем году стали следующие: продажа торгового центра «Москвичка» на Новом Арбате, 15; холдинг «Марта» приобрел сеть супермаркетов «Столица-Север», вскоре эти магазины присоединятся к сети SPAR; компания ЮКОС провела сделку по продаже сети «Копейка».

Новые игроки на рынке торговой недвижимости?

В 2003 году на московский рынок вышли такие международные компании, как Marktkauf, первый гипермаркет сети открылся в одноименном торговом центре в феврале. В ТЦ «Мега» свои первые магазины открыли ZARA и OBI, также здесь разместился первый кинотеатр Rising Star Media (11-ти зальный киноплекс «Киностар»). Ожидается, что в последние дни года заработает первый магазин Sephora.

Ваше мнение о проекте Арендатор.ру?

Пока мне трудно оценить этот проект, слишком мало времени прошло с момента его открытия. Однако как бизнес-идея, - создание некоего объединенного профессионального независимого сайта, с базой данных, где будет находиться информация по всем объектам коммерческой недвижимости, - в целом интересна.

Лучший риэлтор-конкурент?

Это очень сложный вопрос, назвать одного конкурента довольно трудно. В этом сегменте есть несколько компаний, являющихся для нас конкурентами, но я бы выделил две основных – Stiles & Riabokobylko и Jones Lang LaSalle.

Лучший торговый центр столицы?

Лучший торговый центр тоже назвать очень непросто, так как нельзя сравнивать объекты разных категорий – например, торговый центр у метро и суперрегиональный центр на МКАД. Но по результатам проведенного рейтинга торговых центров, о котором я уже говорил, общим мнением жюри был выбран комплекс «Мега».

Лучшее тематическое печатное издание?

Журнал Commercial Real Estate.

Прогноз на 2004 год

Продолжится дальнейшее развитие рынка торговых помещений. 2004 год пополнит предложение торговых площадей в новых торговых центрах примерно на 600 000 кв.м. В условиях возрастающей конкуренции усилится роль качественной составляющей торговых центров. В конкурентной борьбе будут выигрывать центры с правильно разработанной маркетинговой концепцией и грамотным менеджментом.

Спрос на качественные торговые помещения с удачным месторасположением сохранится, что обусловлено устойчивой тенденцией к расширению региональных и международных торговых сетей и приходом новых международных операторов и девелоперов.
Что касается ставок аренды, то в следующем году, так же как и в этом, они продолжат незначительно снижаться.

Тенденции 2004 года

Можно также отметить появление в 2004-2005 году новой для Москвы концепции retail парков; торговый центр данной концепции представляет собой группу крупных 1-2 этажных магазинов торговых операторов различного профиля, объединенных общей архитектурной идеей, имеющих отдельные входы, но использующих общую парковочную зону. На сегодняшний момент подобная концепция разработана для торгового центра «Retail Парк» на Дорожной ул., используется в проекте ТЦ «Ростокино» на Проспекте Мира. Вероятно, один из торговых объектов на Рублево-Успенском шоссе будет также иметь концепцию Retail парк.

Будут ли существенные изменения или резкие колебания на рынке торговых помещений в 2004 году?

Никаких резких колебаний мы не ожидаем.

Планы развития компании в области торговой недвижимости?

Что касается сектора торговой недвижимости, то здесь наша задача – это дальнейший рост профессионализма. Надеемся, что создаваемые нами концепции торговых центров будут сохранять актуальность и оригинальность, а качественный подход к консультациям и маркетингу торговых центров поможет не только продолжать работу с нашими постоянными клиентами, но и привлекать новых.

Также в планах компании на следующий год переезд в новый офис, который позволит нам существенно увеличить число сотрудников, а также создать для них максимально благоприятные условия для работы, что, в свою очередь, позволит нам продолжать оказывать услуги высокого качества нашим клиентам.

к разделу Аналитика

Будь в курсе

Подпишись на новостную рассылку «Коммерческая недвижимость день за днем»

Подписаться

Спасибо!

Вы подписаны на нашу рассылку

Вы подписаны на нашу рассылку

Мы в Яндекс.Дзен
Подпишись на наш канал: самые актуальные новости о недвижимости