imagespecial

Петербургские инвесторы ушли в стрит-ритейл

В связи с низким ростом цен в сегментах жилой и офисной недвижимости инвесторы начали искать новые пути диверсификации бизнеса. Наибольшая активность отмечается в сегменте стрит-ритейла.

Согласно исследованию компании E3 Group, инвестиционная привлекательность жилого сектора в Санкт-Петербурге упала на 10%. Связано это в первую очередь с переизбытком предложения на рынке, а также с падением доходов населения и, соответственно, снижением покупательской способности.

Для ряда инвесторов данная ситуация послужила толчком к пересмотру своих финансовых приоритетов и стремлению к максимальной диверсификации инвестиционного портфеля. Таким образом, по данным аналитиков, порядка 50% новых инвесторов с сегменте стрит-ритейла пришли из сферы жилой недвижимости. В целом их число за последние два года увеличилось на 20%.

Как отметила Алена Чупракова, консультант практики "Девелопмент" консалтинговой группы "НЭО Центр", до середины 2014 года рынок Санкт-Петербурга активно насыщался крупноформатными торговыми центрами. "В связи с кризисом темп роста данного направления существенно снизился, выросла доля вакантных площадей, пересматривались ставки аренды, снизилась посещаемость и обороты операторов. В существующих реалиях рынок крупных ТРЦ достаточно насыщен, а направление стрит-ритейла еще не достигло данной точки. Развиваются уже существующие площади, а также коммерческие помещения в новых жилых комплексах. На активность рынка стрит-ритейла также повлияло решение крупных продуктовых сетей развивать направление магазинов шаговой доступности", - комментирует Чупракова.

Еще одним фактором, повлиявшим на рост числа инвесторов в сегменте стрит-ритейла, стало увеличение объема доступного и ликвидного предложения на рынке. Кроме основных торговых галерей появилось немало помещений коммерческого назначения в жилых комплексах в спальных районах.

Игорь Оноков, генеральный директор девелоперской компании "Леонтьевский Мыс", подчеркивает, что порядка 80% своих ежедневных потребностей человек должен решать недалеко от дома. И это правило работает вне зависимости от сегмента жилья. Как правило, все первые этажи дома отданы под коммерческую инфраструктуру: кафе и рестораны, аптеки, магазины и проч. Жилой комплекс сам генерирует поток, поэтому заинтересованность в таких помещениях не пропала.

Аналитики отмечают интерес к таким помещениям за счет их выгодного расположения - часто они находятся в районах с недостаточно развитой инфраструктурой, где еще есть перспективы роста, а также среднего показателя доходности на уровне 11-13% годовых.

Александр Просенков, руководитель департамента street retail компании Colliers International в Санкт-Петербурге, говорит о том, что благодаря туристическому потенциалу города, интерес инвесторов наибольшим образом сосредоточен в сегментах гостиниц и апартаментов. Стрит-ритейл, наряду с ними, показывает свою стабильность при любом кризисе и даже в сравнении с торговыми центрами легко переживает все экономические колебания - помещения стрит-ритейла находятся на проходных уличных потоках, в то время как торговые центры вынуждены генерировать свой трафик самостоятельно и прилагать большие усилия в увеличение конверсии посетителя в покупателя. Свободных помещений разного метража и ценовой категории в экспозиции сегодня достаточно, во многом за последнее время ожидания по цене продавцов и покупателей сблизились, поэтому можно говорить о том, что этот сегмент будет все более популярен у инвесторов, ранее предпочитавших инвестировать в другие сегменты. При этом срок окупаемости, по словам эксперта, составляет около десяти лет для ликвидных предложений.

"Сегмент стрит – ритейла, действительно сейчас привлекает инвесторов больше, чем жилье или офисы. Но сильной конкуренции, на мой взгляд, ожидать не стоит, поскольку объем предложения значительно превышает спрос, в связи с тем, что значительная часть потенциальных покупателей готова инвестировать в объекты стрит-ритейла исключительно по низкой, спекулятивной цене", - дополняет Наталия Захарова, MRICS, старший оценщик отдела консалтинга и оценки компании Maris в ассоциации с CBRE.

Маргарита Смышляева

к ленте новостей

Будь в курсе

Подпишись на новостную рассылку «Коммерческая недвижимость день за днем»

Подписаться

Спасибо!

Вы подписаны на нашу рассылку

Вы подписаны на нашу рассылку