imagespecial

Рынок российского ритейла — главное блюдо BestLunch

В Москве параллельно с выставкой MAPIC Russia 2018 состоялся деловой обед BestLunch. Традиционно он собрал первых лиц и руководителей инвестиционных и девелоперских компаний, а также ведущих игроков из сферы ритейла. Основной темой для беседы стало состояние рынка торговой недвижимости страны.

Встреча, организаторами которой выступили информационно-аналитический портал "Арендатор.ру" и ГК "БестЪ", прошла сегодня, 25 апреля. Модерировали беседу Станислав Ступников, руководитель направления торговой недвижимости "БестЪ. Коммерческая недвижимость", и Мария Карамышева, директор по развитию сети "Кидбург".

Началось мероприятие с небольшого обзора текущего состояния рынка ритейла и торговой недвижимости РФ. Согласно приведенным данным в первом квартале текущего года наблюдался рост объема розничных продаж — 7,05 трлн рублей, что на 2,2% больше по сравнению с аналогичным периодом 2017 года.

Лидером по торговому обороту на душу населения из расчета 1 тыс. рублей на человека в год стала Москва (363), на втором месте Сахалинская область (290), на третьем — Московский регион (281). В аутсайдерах: Саха (Якутия) — 221, Татарстан — 217 и Мурманская область — 216.

Соотношение между группами foodstuffs и nonfoods — 48% на 52%. По сравнению с прошлым годом эта пропорция практически не изменилась, потому, как признали участники BestLunch, не стоит говорить о какой-либо тенденции.

В структуре спроса выделяются продажи автомобилей и побочных товаров (запчасти, топливо). Также ощутимо повысился потребительский интерес к бытовой технике/электронике и мебели. По мнению экспертов, это может быть следствием доступности для населения кредитов, поскольку его реальные доходы практически не растут.

Было отмечено, что, начиная с 2014 года, динамика ввода торговых объектов в целом по РФ отрицательная, и в ближайшее время ситуация вряд ли улучшится. Денис Колокольников, председатель совета директоров компании RRG, был категоричен: "Бурного появление новых торговых площадей и роста арендных ставок не предвидится. Наверное, уже никогда. Рынок практически сформировался, и почти нет городов, где возможно большое строительство ТЦ", — высказал мнение спикер.

Многие игроки, видя, что Москва и Санкт-Петербург уже предоставляют не так много пространства для развития, обращают свой взор на регионы.

Юлия Лазарева, директор по развитию сети супермаркетов "Перекресток", рассказала: "Мы продолжим развиваться в Северо-Западном регионе. Есть регионы, которые считались донорами, которые считались акцепторами. Москва и Петербург для нас являлись исторически всегда были донорами. Но регионы по мере увеличения нашего присуствия и эффекта масштаба в том или ином городе тоже превращаются в доноров, то есть свои планы по регионам мы с повестки не снимаем".

Однако не все участники BestLunch разделили мнение о больших возможностях, которые открывает "застоличье" бизнесу. Андрей Перепелицын, региональный руководитель сети магазинов "Детки", заявил, что его компания видит потенциал только в двух столицах и локациях, прилегающих к МКАД и КАД. "В регионы никогда не выходили и не собираемся", — отрезал он.

Президент холдинга "Алекс Фитнес" Алексей Ковалев не отрицает привлекательности рынка других российских городов, однако пока не готов к подобной экспансии. По словам предпринимателя, сейчас акцент делается на обновлении действующих клубов и укреплении позиций в Москве. "Хотя из регионов, конечно, самый большой ответ идет, но не до них сейчас", — сказал бизнесмен.

В этом же контексте обсуждалась и логистика как важная часть программы по развитию сети. Глеб Белавин, заместитель генерального директора по работе с арендаторами MLP, сообщил, что компания сейчас имеет проекты в Москве, Санкт-Петербурге и Киеве. Впрочем, добавил топ-менеджер, не исключается выход в регионы, притом уже в ближайшей перспективе.

Часть времени была посвящена разговору об иностранных брендах и их интересу к розничному рынку России. Анна Образцова, коммерческий директор ADG Group, поделилась, что есть не заполненные до конца ниши, которые иностранные компании с радостью готовы занять. В частности, речь идет о товарах для дома, косметике. Есть интересанты из разных сфер, согласна с коллегой Людмила Рева, директор по аренде SRV. Активно проявляют себя, например, компании из Южной Кореи, Италии. "Кто-то думает о выходе на наш рынок самостоятельно, кто-то хочет осуществить это через партнеров, поиск которых сейчас и ведет", — уточнила руководитель.

Коснулась беседа и самой горячей темы последних месяцев — трагедии в Кемерове и ее последствий. Старший партнер "Дювернуа Лигал" Игорь Гущев отметил, что сейчас, безусловно, наблюдается "тренд на закручивание гаек" (массовые проверки ТЦ, череда закрытий объектов и прочее). На спад он пойдет, как считает эксперт, через год. Однако случая с "Зимней вишней" показывает, что экспертизу собственных проектов надо проводить и тщательнее, чем когда-либо, подчеркнул Гущев.

Инициативу о размещении кинотеатров и развлекательных зон на первые этажи ТЦ, которую планируют узаконить депутаты Госдумы, участники встречи назвали вредной и практически не осуществимой. "Перенос возможен, но в подавляющем большинстве случаев проще закрыть проект", — прокомментировал Павел Ковшаров, исполнительный директор ZAMANIA. Он также упомянул, что после ЧП в Кемерове посетительский трафик парков ZAMANIA упал на 20-30%, и на возвращение привычных показателей уйдет от 3 до 6 месяцев.

Виктор Рудман, генеральный директор "Мираж Синема", и вовсе назвал идею о переносе кинотеатров "смешной и нелепой". Впрочем, бизнесмен оговорился, что имеет в виду уже действующие объекты. А вот размещение кинотеатров на первых этажах в ТЦ, которые будут построены с этим учетом, вполне возможно.

При разговоре о сфере общепита все согласились, что сегмент F&B — едва ли не главный "якорь" в большинстве современных ТЦ. По мнению Эрнесто Гонзалеса, вице-президента ROSINTER RESTORANTS, тренд на еду в России "всерьез и надолго". Особенно большой потенциал виден в питании вне дома: по сравнению с жителями Европы и Америки россияне тратят не так много денег на рестораны и кафе, но этот показатель начинает понемногу расти. Анастасия Татулова, владелец сети семейных кафе "АндерСон", в свою очередь обратила внимание, что классические концепции перестают работать. "Там, где просто еда, оглушительного роста нет. Нужны развлечения, коллаборации, союзы этих форматов", — настаивает она.

Участники BestLunch подытожили, что рынок торговой недвижимости и ритейла эволюционирует, развивается, и хотя непросто поддерживать заданный темп и успевать вовремя реагировать на происходящие изменения, быть "мотором" этого процесса — почетно и интересно. Финальную точку поставил Георгий Рыков, генеральный директор "БестЪ", пошутив, что желает всем акулам бизнеса, "никогда не быть съеденными другими акулами".

BestLunch — серия деловых обедов для неформального общения, обмена опытом и установления прямых контактов для первых лиц и руководителей компаний в сфере недвижимости и ритейла на ключевых международных событиях.

Организаторы: ГК "БестЪ" и Arendator.ru.

Официальный партнер — компания MLP, юридический партнер — "Дювернуа лигал", партнер — "Авантел".

Полный список ритейлеров и франчайзи смотрите здесь.

к ленте новостей

Будь в курсе

Подпишись на новостную рассылку «Коммерческая недвижимость день за днем»

Подписаться

Спасибо!

Вы подписаны на нашу рассылку

Вы подписаны на нашу рассылку