imagespecial

ЦКАД подтянет индустриальную недвижимость

Московская администрация реализует проект строительства Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД) по схеме государственно-частного партнерства. Как заявляют чиновники, новая магистраль станет мощным драйвером развития коммерческой недвижимости на прилегающих участках. Эксперты отмечают индустриальный и складской объекты как наиболее перспективные для данной локации. Торговый и офисный сегменты имеют более туманное будущее.  

Новомосковские территории, прилегающие к строящейся Центральной кольцевой автодороге (ЦКАД) в 50 км от прежних границ города, будут активно застраиваться коммерческими объектами. Такими планами развития данных участков поделился руководитель Департамента развития новых территорий Владимир Жидкин. Как ранее заявлял чиновник, в окрестностях ЦКАД может быть построено примерно 5 млн кв. м недвижимости, 80% из которой должны составить здания коммерческого назначения. По словам Владимира Жидкина, основной объем новых площадей составят технопарки, логистические, офисные и бизнес-центры.

Проект магистрали включает 5 пусковых комплексов, которые будут реализованы за счет государственно-частного партнерства. К настоящему моменту на этапе строительства находится 339 км трассы. Ее итоговая протяженность к 2025 году должна достичь примерно 530 км. Первый участок ЦКАД должен быть возведен уже в 2019 году. Ранее заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин заявлял, что за счет городского бюджета уже идет разработка проектов планировок территорий около ЦКАД.

Поскольку ЦКАД удален от МКАД на 50 км, основным сегментом, который получит сильный драйвер развития, будет индустриальная недвижимость, считает  директор направления стратегического консалтинга в компании CBRE Ольга Земцова. Локации возле ЦКАД позволят распределительным и складским центрам, производственным комплексам и индустриальным паркам, основная логистика которых осуществляется автотранспортом, располагаться относительно недалеко от Москвы, и при этом иметь отличную транспортную связь с другими регионами. Учитывая, что по мере ввода в эксплуатацию участков ЦКАД планируется перераспределение существующих логистических маршрутов снабжения Московского региона, у индустриальных и складских объектов есть потенциал повышения инвестиционной привлекательности, считает заместитель директора департамента стратегического консалтинга Colliers International Георгий Новиков. Во-первых, резиденты будущих складских комплексов смогут выстраивать свои цепочки поставок в соседние города по ЦКАД (при условии не завышенных тарифов на проезд), минуя двухполосное ММК (А-107) и загруженную МКАД, что существенно сократит время доставки, комментируют эксперты Департамента консалтинга и аналитики компании Knight Frank. Во-вторых, строительство ЦКАД увеличит доступность трудового персонала до складов.

Что касается торговой недвижимости, то определяющим факторами при принятии решения о ее  развитии является текущая и перспективная численность населения зон доступности. Безусловно, строительство ЦКАД расширит границы зон охвата различных объектов торговли, однако не в той степени, чтобы обеспечить крупноформатным ТРЦ необходимую для их успешной деятельности численность населения, считают аналитики KnightFrank. «Теоретически, крупный специализированный ритейл сможет привлечь больше посетителей, располагаясь рядом с ЦКАД, – считает Ольга Земцова. – Но здесь важна стоимость проезда и удобство въезда-выезда на трассу, так как покупатели весьма чувствительны к таким параметрам, выбирая в какой садовый или строительный центр поехать».

Говоря про офисные объекты, аналитики Knight Frank заявляют, что отдельно стоящие центры вряд ли будут востребованы в районе ЦКАД. При совокупном объеме предложения офисов классов А и В в районе МКАД более, чем в 1 млн. кв. м, в офисах класса А свободно 30%, в офисах класса В – 20%. То есть даже в локациях, имеющих лучшую доступность, отмечается высокий объем свободного предложения. «Развитие сегмента качественной офисной недвижимости пока нет оснований прогнозировать – в первую очередь из-за существенной удаленности территорий от Москвы, а внутренний региональный спрос на офисные помещения пока вполне удовлетворяется низкокачественными объектами в соответствующих районных центрах», – говорит Георгий Новиков. Впрочем, офисы все же могут стать актуальными в составе индустриальных или технопарков, где спрос на них могут формировать резиденты этих проектов, отмечаетначальник отдела стратегического консалтинга компании JLL Юлия Никуличева.

Основная сложность крупных проектов Новой Москвы и Подмосковья заключается в недостатке рабочей силы в районах, расположенных более, чем в 30 км от МКАД, резюмирует Юлия Никуличева. Для эффективного использования обозначенных 5 млн кв. м коммерческих площадей понадобится порядка 100 тыс. рабочих мест, привлечение кадров для которых потребует строительства большого количества жилья, так как на данный момент поблизости нет крупных населенных пунктов. По словам руководителя департамента стратегического консалтинга Cushman & Wakefield Юлии Токаревой, в настоящее время интерес девелоперов во всех сегментах остается сосредоточен на участках, расположенных в максимальной близости к Москве. Активное освоение территорий вдоль ЦКАД нужно рассматривать скорее в средне- и долгосрочной перспективе, нежели в ближайшее время. Как уточняет генеральный директор S.A. Ricci Александр Морозов, показатель в 5 млн кв. м вполне достижим в перспективе 20-30 лет, что является приемлемым сроком планирования для города.

 

Александр Ковалевский

 

к ленте новостей

Будь в курсе

Подпишись на новостную рассылку «Коммерческая недвижимость день за днем»

Подписаться

Спасибо!

Вы подписаны на нашу рассылку

Вы подписаны на нашу рассылку