imagespecial

Подземная торговля выходит из тени

Департамент города Москвы по конкурентной политике анонсировал очередную серию аукционов, победители которых смогут вести торговлю в подземных переходах столичного метро. Городские власти уже пятый год проводят коренные преобразования этого сектора, однако их подходы за это время претерпевали изменения. Если в начале реформы предполагалось уничтожение подземного ритейла как такового, то потом в мэрии допустили его развитие, существенно ужесточив правила игры на данном рынке. В целом эксперты положительно оценивают произошедшие изменения, указывая на достигнутую прозрачность сегмента и исключение из него посредников, сдававших помещения в субаренду. Однако побочным эффектом реформы стало серьезное повышение цен для арендаторов, вызванное дефицитом площадей.     

В конце февраля состоится серия аукционов за право торговли в подземных переходах московского метрополитена. На электронные торги выставлено 7 лотов, включающих в себя 14 киосков различного назначения – от детских товаров, до банковских и сотовых услуг. Точки расположены в подуличных пространствах станций метро «Китай-город», «Пятницкое шоссе», «Южная», «Шипиловская», «Коньково», «Митино», «Строгино», «Нагорная», «Юго-Западная». Размер площадок составляет от 4 до 16 кв. м., они уже установлены и подключены к электроэнергии. Средняя стартовая стоимость 1 кв. м торговой площади достигает 7,5 тыс. руб. в месяц. Желающие участвовать в торгах должны подать соответствующие заявления  до 22 февраля. Сами аукционы пройдут 27 февраля 2019 года, по итогам которых с победителями будет заключен договор сроком на 5 лет. Об этом говорится в информационном сообщении Департамента города Москвы по конкурентной политике.

Администрация Сергея Собянина уже несколько лет назад начала масштабную реформу сегмента уличной и подземной торговли, в рамках которой был взят курс на сокращение количества ларьков и киосков, а затем – на их преобразование. Как вспоминает генеральный директор S.A. Ricci Александр Морозов, в 2015 году было принято решение снести все подземные павильоны. «До начала реформы в конце 2014 года объем торговых площадей в переходах составлял порядка 15 тыс. кв. м., – уточняет директор направления стрит-ритейла Knight Frank Виктория Камлюк. –С развитием программы к 2017 году функционирующих площадей осталось в три раза меньше. Однако по итогам 2018 года объем площадей составил около 12 тыс. кв. м.Изначально реформа была направлена на исключение торговли в переходах, поскольку последняя мешала потокам пассажиров. Затем программа трансформировалась в значительное усовершенствование торговых площадей подземных переходов». При этом процедура сдачи киосков в аренду претерпела существенные изменения. Раньше предприниматели снимали площади в переходах и вестибюлях метро у Московского метрополитена и в подуличных подземных переходах  – у «Гормоста», часто сдавая помещения в субаренду и получая от нее большую прибыль. Однако горадминистрация  ликвидировала посредников, выставляя площади на открытых электронных аукционах, проводимых столичным Департаментом по конкурентной политике. К настоящему моменту они принадлежат городу, а для коммерсантов перекрыты возможности субаренды.

Мэрия привела все подземные переходы в порядок и создала комфортные условия для размещения арендаторов, считает заместитель директора департамента управления активами Becar Asset Management Дарья Канева. Кроме того, сделка стала прозрачной, безопасной и надежной, что позволяет малым предприятиям быстрее и с меньшими рисками в нее заходить. «Однако в такой схеме есть свои «подводные камни», – отмечает Александр Морозов. – Иногда площадки выставляются на аукционы задолго до их ввода в эксплуатацию, но при этом внесенный арендатором на торгах залог – «замораживается» на время строительства. Кроме того, из-за резкого сокращения объема торговых площадей, ставки аренды, напротив, сильно выросли. Во время первых торгов за каждую площадку велся настоящий бой. В итоге, когда ажиотаж поутих, некоторые арендаторы были вынуждены возвращать «выигранные» точки, поскольку не могли платить арендные ставки, «взвинченные» ими же на торгах».

Эксперты считают небольшие площадки в переходах не очень удобными для крупных федеральных операторов. Павильоны занимают в основном безымянные магазины, торгующие дешевой одеждой и бельем, парфюмерией, товарами для дома, китайской электроникой, сувенирами, игрушками, едой и т.д., перечисляет Александр Морозов. Арендаторы в основном представлены ООО или ИП, продающими товары различных групп и наименований, как правило, невысокого качества и по низкой цене. Как отмечает Виктория Камлюк, в свое время в данном сегменте в качестве операторов продуктового ритейла анонсировалось участие крупных компаний, таких, как «Метро» и «Ашан». В 2014 даже состоялось открытие торговой точки «Фасоль» компании «Метро». Однако на данный момент развития такого формата у ритейлеров не наблюдается. «Предпосылок к монополизации в развитии данного сегмента немного», – констатирует Дарья Канева. И все же, переделанные площади эксперт считает качественным предложением, а значит, способным заинтересовать и некоторых крупных игроков, которые выводят новые форматы. Например, в переходе на «Китай-городе» уже стоят вендинговые автоматы «Кофе-Хаус».

 

Александр Ковалевский

 

 

 

 

 

 

 

к ленте новостей

Будь в курсе

Подпишись на новостную рассылку «Коммерческая недвижимость день за днем»

Подписаться

Спасибо!

Вы подписаны на нашу рассылку

Вы подписаны на нашу рассылку