imagespecial

Эксперты оценили шансы сети коворкингов Names

Сеть коворкингов Names от коуча Аяза Шабутдинова планирует запустить 82 объекта в регионах России. Инвестиции в проект составят 2,7 млрд рублей.

Для пилотного проекта в Екатеринбурге первые инвестиции будут привлечены у физических лиц через краудфандинг. На конец июня всего было получено 912 заявок на инвестиции на общую сумму в 658,3 млн рублей. Из них на счета Names уже поступило 55,17 млн рублей. 

Предполагается, что в составе готовых рабочих пространств обустроят офисы, кафе, комнату для медитации, спортивный уголок, конференц-залы, классический коворкинг с незакрепленными рабочими местами, переговорные.

"Екатеринбург на сегодняшний день является отличной площадкой для открытия флагманского коворкинга. Это один из наиболее привлекательных регионов России для бизнеса, в нем достаточно развит рынок качественной офисной недвижимости и сегмент коворкингов здесь также будет развиваться", - отмечает Станислав Бибик, партнер Colliers International. При этом, говоря о схеме финансирования, он поясняет, что краудфандинга рассчитывают на реальный и стабильный доход, который может дать, например, качественный бизнес-центр с хорошим составом арендаторов, или заполненный складской комплекс, то есть традиционные активы в недвижимости, а сегмент коворкингов находится пока в стадии становления, поэтому схему финансирования через краудфандинг считаю пока нерабочей.

Константин Королев, руководитель сети коворкингов GrowUp, верит в инструменты краудфандинга, но добавляет, что крайне важно, чтобы для инвесторов все было максимально прозрачно, и чтобы у них не возникало завышенных ожиданий от проектов. "Я точно знаю, насколько сложно сделать прибыльный коворкинг за пределами Москвы и Санкт-Петербурга, поэтому не очень уверен, что 17 городов – это экономически оправданная цель. Пока я наблюдаю, как в Екатеринбурге открываются и рано или поздно закрываются коворкинги. Как и в большинстве регионов, там крайне велика конкуренция со стороны БЦ классов В и С, где гораздо больше, чем в Москве, процент помещений небольшой площади, которые часто сдаются сразу с мебелью. У региональных клиентов пока запрос на недорогую аренду гораздо сильнее, чем на качественный сервис и причастность к сообществу, так что для Екатеринбурга коворкинг не является продуктом массового спроса и вывести его в прибыльную зону быстро не получится", - считает он.

Руководитель отдела продаж of.ru Виктор Розенберг, в свою очередь, отмечает, что сейчас на рынке офисов происходит бум коворкингов, каждый месяц появляется новый оператор. Но все они ориентированы на Москву, и в меньшей степени на регионы. "Если посмотреть на текущий рынок коворкингов, многие из них заполнены менее 50%, и это в Москве. Надо также не забывать, что управление коворкингом, это сложный процесс, который не заканчивается сдачей в аренду рабочих мест и выставлением ежемесячных счетов на оплату. Оператор должен создать инфраструктуру коворкинга, социум внутри. Оператору, который не имеет опыта в офисном бизнесе, будет очень сложно занять свою нишу, тем более на региональном рынке, где спрос на офисную недвижимость крайне низкий. Думаю, если бы такие операторы как SOK, рабочая станция и тд, видели в этом бизнес, они бы давно вышли на региональный рынок. Также надо не забывать, что стоимость отделки и материалов на кв.м в регионах не намного ниже, а стоимость аренды от Москвы отличается в разы, поэтому ожидать высокую доходность не стоит.  Возможно выбор первой площадки в городе-миллионике правильный, только как быстро местный бизнес, согласится платить за аренду рабочих мест, имея собственные офисы", - поясняет эксперт.

Владелец компании "Экоофис" Андрей Ковалев, в свою очередь, скептично оценивает планы новой сети. "Этот проект очень похож на аферу. Потому что все проекты Аяза Шабутдинова – Like Кофе, Like Хостел, Like Travel и другие «лайки» - все были провалены. Поскольку этот человек никогда не занимался реальным бизнесом, у него нет никаких компетенцийв сфере управления реальным бизнесом. С большой уверенностью можно сказать, что собранные деньги никогда не вернутся к тем, кто эти деньги носил. К примеру, Рустам Аюпов, ученик Аяза, говорил о создании Like Хостел в Сити, потратив на ремонт 243 кв. м. 35 млн рублей, и этот хостел так и не открылся. То есть, деньги были списаны на убытки. Пока еще у Аяза Шабутдинова есть аудитория-секта преданных поклонников, на которых можно заработать еще раз: один раз на лекциях, курсах и консультациях, а потом еще раз на размещении их офисов в коворкингах Names. Но команда Аяза Шабутдинова не обладает ни малейшими компетенциями в сфере коворкингов. Даже я – человек, который всю жизнь занимается недвижимостью, не рискнул открыть свой коворкинг. Это очень непростая тема. И, если бы они открыли хотя бы один – отработали ошибки, собрав команду. Но они открывают сразу восемьдесят. И привлекают 2,3 млрд рублей, что, несомненно, является аферой", - заключил бизнесмен.

Анастасия Кременчук 

к ленте новостей

Будь в курсе

Подпишись на новостную рассылку «Коммерческая недвижимость день за днем»

Подписаться

Спасибо!

Вы подписаны на нашу рассылку

Вы подписаны на нашу рассылку

Мы в Яндекс.Дзен
Подпишись на наш канал: самые актуальные новости о недвижимости