imagespecial

Андерс Лильенстолпе: "Рынку пока не стоит ожидать новых ТЦ"

Если почти во всей России финские девелоперы считаются типичными представителями европейского бизнеса, то в Санкт-Петербурге компании из Суоми давно стали "своими" на рынке. Однако это не отменяет сложностей в работе, с которыми приходится сталкиваться иностранным игрокам в нашей стране. О том, с какими ощущениями финский бизнес встречает 2018 год, мы побеседовали с Андерсом Лильенстолпе, региональным директором SRV в России.

Как оцениваете текущую ситуацию на российском рынке коммерческой недвижимости Санкт-Петербурга и России в целом?

В последние несколько лет развитие данного направления можно охарактеризовать как умеренное, с небольшим количеством крупных сделок и знаковых событий. В Санкт-Петербурге не наблюдалось резких скачков или падений на рынке. Сейчас чувствуется позитивный тренд. ТЦ "Лето" может выступать ярким примером позитивной динамики по всему направлению. Оценивая имеющейся данные и текущую обстановку, можно спрогнозировать плавное улучшение ситуации по отрасли в дальней перспективе.

Стоит отметить большое количество возможностей на рынке. Спрос постепенно увеличивается, появляются новые покупатели (как российские, так и международные), заинтересованные в выгодном инвестировании. Однако, если говорить о российских застройщиках, считаю, что в ближайшей перспективе строительство новых торговых центров не начнется, так как все инвестиции в новое строительство были сделаны до кризиса.

С какими проблемами вам приходится сталкиваться в России как иностранному девелоперу?

Одной из особенностей ведения бизнеса в наши дни является использование сразу двух валют. Вся работа на российском рынке, естественно, происходит в рублях, а вот ведение отчетности для главного офиса необходимо осуществлять в евро. В последнее время достаточно сложно назвать какие-либо ярко выраженные проблемы в нашем сегменте. Более того, сейчас открывается множество новых возможностей. Здесь же стоит упомянуть активную поддержку со стороны государства, LEED и снижение налогов. Все это позволяет закрепить позицию на рынке и легче проводить переговоры с клиентами, что приводит к выгодным сделкам.

Встречаете ли вы на пути развития бизнеса в РФ новые сложности и особенности поведения рынка, которые ранее не наблюдались?

Можно выделить несколько особенностей поведения рынка. Все более отчетливо прослеживается влияние онлайн-ритейла. Покупателю становится проще зайти в интернет-магазин и получить товар с доставкой на дом в удобное для него время, чем прийти в магазин и купить тот же товар там. На данный момент происходит активная диджитализация и изменение путей и способов коммуникации между покупателем и продавцом в ТРЦ.

Считаете ли вы, что лучше не экономить время и средства на проектах в процессе строительства, чтобы затем не тратить деньги на устранение недоработок?

Наш подход базируется на том, что качество имеет превалирующее значение над прибылью. Это одна из ключевых частей нашей стратегии — чрезмерное стремление к экономии не должно влиять на конечный результат нашей деятельности.

Мы стараемся изначально продумать все таким образом, чтобы затем быть довольными собственным результатом. Каждая серьезная неполадка — это удар по нашей репутации, поэтому мы стараемся их избежать еще на этапе разработок.

Каким видите рецепт успешного торгового девелопмента в текущих рыночных условиях?

Есть несколько основных задач, решением которых стоит заниматься в первую очередь. Для начала необходимо четко определить аудиторию, с которой в дальнейшем будет вестись работа. Не менее важно найти надежных арендаторов, расположенных к взаимовыгодному сотрудничеству.

В последнее время отрасль претерпела часть качественных изменений, также постоянно увеличивается необходимый объем знаний об отрасли, без которого плодотворная деятельность может быть сопряжена со значительными трудностями. На данный момент на рынке представлено значительное количество хороших торгово-развлекательных центров, таких как "Метрополис", "Европолис" и "Галерея", что свидетельствует о наличии широкого спектра возможностей для развития отрасли в целом.

Покупатель сегодня стал более требовательным: он больше не хочет мириться с некачественными ТРЦ, неудобными магазинами. Люди стали аккуратнее тратить, совершая меньше спонтанных покупок, они больше задумываются о том, что хотят получить за свои деньги.

Как много внимания уделяется технической и цифровой составляющим работы торговых объектов?

Технологический аспект с каждым днем приобретает все большее значение. Уже сегодня диджитал является неотъемлемой частью отрасли. Одной из основных мировых тенденций является тесная связь клиентского сервиса с интернетом, и развитие в данном направлении является одним из наиболее перспективных. Кроме того, сейчас возникает общая тенденция к удешевлению технологий.

Что можете сказать о качественном уровне развития рынка профессиональной недвижимости в Санкт-Петербурге?

Уверенное развитие инфраструктуры свидетельствует о стабильном росте отрасли в целом. Особенно благоприятны текущие условия для офисов. Ожидаются открытия важных объектов, которые дадут огромный импульс к дальнейшему развитию всего направления. Например, запуск проекта "Лахта-центр" придаст новый импульс в развитии рынка коммерческой недвижимости. Рядом с башней планирует развиваться деловой центр города, который, конечно же, притянет к себе и коммерческую недвижимость.

Как сильно за время нестабильности на рынке ритейла изменились ваши отношения с арендаторами?

Первое, что стоит отметить — рынок стал стабильнее. Вместе с этим увеличилось число профессиональных арендаторов. Эти факторы делают текущую ситуацию достаточно благоприятной, особенно в сравнении с ситуацией прошедших лет. Для успешной работы в связи с ситуацией на рынке стоит проявить некую долю гибкости. На данный момент заполнение площадей происходит преимущественно благодаря местным тенантам, отток которых крайне незначителен.

Насколько проект "Охта Lab" оправдывает себя как средство увеличения прибыли ТРЦ "Охта Молл"?

Концепция пространства "Охта Lab" придумана нами абсолютно с нуля. Мероприятия здесь проходят почти каждый день, иногда бывает несколько событий в один день. На площадке "Охта Lab" было проведено уже больше 500 событий.

В пространстве разместился также филиал библиотеки имени Маяковского, являясь образовательным и при этом доступным сервисом. Основные источники коммерциализации — это партнерские проекты и аренда площадки.

К сожалению, раскрывать цифры мы не можем, но здесь стоит с уверенностью отметить то, что как коммерческий проект "Охта Lab" имеет большие перспективы. "Охта Lab" продолжает занимать стабильные позиции на рынке креативных пространств Санкт-Петербурга, привлекая аудиторию из разных районов города.

Учитывая, что формировать пул арендаторов для ТРЦ "Охта Молл" приходилось в непростых условиях, насколько сейчас завершен этот процесс?

Данный ТРЦ работает уже полтора года и показывает хорошую динамику по заполняемости. Эта динамика соответствует нашим ожиданиям. Что касается операторов, мы ориентируемся на предпочтения целевой аудитории и стараемся соответствовать их ожиданиям. Среди интересных операторов, которые недавно появились в объекте, можно отметить такой бренд, как Uniqlo.

Насколько за время строительства и работы проекта изменилось внешнее окружение вокруг объекта?

Здесь можно привести хороший пример строительства Ikea в Кудрово. Раньше район был сравнительно небольшим, прирост населения после открытия Ikea стал просто колоссальным. Теперь это оживленный район с многотысячным населением. Похожее развитие событий мы ожидаем и в случае с нашим ТРЦ в районе Охты.

Уже сейчас можно сказать, что застройка рядом с ТРЦ начинает меняться. Девелоперы все больше уделяют внимание жилой застройке в Красногвардейском районе города, появляются новые жилые комплексы. Наш ТРЦ здесь является точкой общественной жизни: сосредоточение магазинов, досуговых центров и ресторанов находится именно тут. Мы постарались создать внутри все условия для того, чтобы обеспечить нашим покупателям различные условия для шопинга и отдыха.

Рассматриваете ли сейчас возможности строить новые торговые проекты?

На данный момент каких-то конкретных планов нет, основное внимание сосредоточено на развитии уже имеющихся проектов. Параллельно ведется поиск перспективных направлений и новых возможностей.

к разделу Интервью

Будь в курсе

Подпишись на новостную рассылку «Коммерческая недвижимость день за днем»

Подписаться

Спасибо!

Вы подписаны на нашу рассылку

Вы подписаны на нашу рассылку