imagespecial

Тенденции в архитектуре ТЦ

Архитектура торговых центров как отражение окружающей действительности 

Архитектура торговли не только всегда являлась проекцией общего состояния экономики, но и отражала общественные настроения. Анализируя тенденции в проектировании торговых объектов, необходимо говорить об этом в контексте всего состояния мировой торговли. 

Гонка за развлечениями 

Сейчас мы наблюдаем стремительное развитие различных форматов онлайн-ритейла. С приходом и укреплением е-комерс, роль и значимость физических торговых центров в современном обществе начали снижаться. Это не быстрый, но неизбежный процесс. 

В своем желании привлечь ускользающего клиента, девелоперы стали расширять общественные пространства, отводя им большее количество площадей, усиливать развлекательную составляющую, перебирая новые форматы арендаторов. Также в современных объектах ритейла участились различные промо-акции, специальные события и концерты. Появилась необходимость в более интенсивном использовании атриумов. Собственники региональных торговых комплексов, которые осознали, что буквально в мгновение ока их активы устарели, начали задумываться об их реконструкции. Можно спрогнозировать, что архитекторы будут все более востребованы в данном сегменте рынка торговой недвижимости. Они смогут выработать рецепты по переосмыслению объектов без необходимости их демонтажа. 

Марафон поиска новых форматов способствовал развитию самых неожиданных для ТК сочетаний. В различных объектах начали открываться концептуальные фитнесс центры, кружки танцев, гончарные мастерские, и т.д. В каком-то смысле в последнее время наблюдалась беспрецедентная гонка оригинальности и того, у кого неожиданнее и необычнее получатся развлечения. Масштабы соревнования пропорциональны размерам и стоимости объектов. Если в небольших районных центрах девелоперы соревнуются в оригинальности детских комнат, интерактивных пространств и т.д., то в суперрегиональных проектах речь идет уже об океанариумах и планетариях. 

Сетевая революция 

И все это лишь на первоначальных этапах развития онлайн-ритейла, который только становится полноценной частью функционирования современного общества. Далее наступит стадия зрелости, а это означает, что наиболее существенные преобразования еще впереди. В будущем назреет необходимость переосмысления самой культуры ТРЦ. 

Если обращать внимание на европейские стандарты, то достижения России в плане насыщенности торговыми площадями выглядят скромно. Например, среднее значение по объему торговых площадей на 1000 человек в нашей стране не достигает и 300 кв. м. Средний европейский уровень составляет 700-800 кв. м. России есть куда расти в данном плане, однако это не означает, что необходимый рост будет идти лишь в количественном формате. 

Прогнозировать развитие индустрии в любой сфере всегда довольно сложно, Мы часто строим свои гипотезы, опираясь на уже имеющиеся и доступные технологии. Но важно помнить, что они развиваются экспоненциально. В одном из реалистичных сценариев развития ритейла будущего останется место для гибридных пространств нового типа. Это должны быть комфортные объекты, поддерживающие существующую городскую, либо рождающие новую среду. Ими могут стать здания, где есть торговая функция, но она не превалирует и доминирует над пространством, а гармонично дополняет досуг. 

Торговый центр будущего 

Большинство покупателей следующего поколения не будут интересовать стандартные прилавки с товарами. Их легко заменить электронными сервисами, мобильными приложениями, системами дополненной реальности. Посетителям торговых комплексов будут ждать особого опыта, ощущения принадлежности к сообществу, общения с единомышленниками. 

Ритейл будущего — это по большей части технологичные шоу-румы, где можно получить наиболее полноценное представление о продукте и о бренде. Совмещение с виртуальной и дополненной реальностью соединит офлайн и онлайн-среды в единое целое. 

Конечно, за изменением смысла должна и следовать и форма. Архитектура будет играть все большую роль. Развитие данной тенденции можно наблюдать уже сейчас. Просто закройте глаза и представьте себе почти любой крупный торговый комплекс 15-20 летней давности, а затем свежие проекты. В будущем многослойные высокотехнологичные структуры, накрытые парками, вытеснят ангары без естественного света с бесконечными рядами прилавков. Ритейл должен стать местом отдыха, рекреации и природы. 

Естественно, что от финансовой стороны вопроса уйти нельзя. В каждом отдельном случае для реализации таких многогранных проектов будет необходим особенно тщательный просчет экономики, сроков строительства, окупаемости. Однако подобную тенденцию также можно назваться частью эволюции подхода к самой концепции ретейла. И в данном вопросе именно архитекторам есть о чем задуматься и о чем заявить в ближайшие годы. 

 

Эрик Валеев, глава архитектурного бюро IQ 

к разделу Актуально

Еще больше полезной информации из мира недвижимости на нашем Youtube - канале Недвижимость+

Будь в курсе

Подпишись на новостную рассылку «Коммерческая недвижимость день за днем»

Подписаться

Спасибо!

Вы подписаны на нашу рассылку

Вы подписаны на нашу рассылку

Мы в Яндекс.Дзен
Подпишись на наш канал: самые актуальные новости о недвижимости