imagespecial

Коворкинги уходят в регионы

Первый российский коворкинг в России появился не в Москве. Это был Екатеринбург, где в 2008 году открылся первый коворкинг «Башня». К сожалению, этот «пионер» просуществовал совсем недолго, но это был пример для рынка, и в 2013-2014 годах этот формат рабочего пространства начал развиваться массово по всей России. Теперь ситуация такова, что 80% коворкингов России базируются в Москве, а остальные 20% – в регионах, хотя пока и располагаются преимущественно в городах-миллионниках. 

В первом квартале 2019 года было зафиксировано трехкратное увеличение запросов на такие объекты. 55% предложений – это объекты в Москве, но остальные-то 45% – в регионах. Сейчас спрос на коворкинги превышает предложение более чем на 70%. И, как следствие, растут цены на квадратный метр в коворкингах – за два последних года они почти удвоились. Это объясняется не только инфляцией.. Прежде всего, причина этого в новых запросах арендаторов. 

Такой скачок спроса объясняется тем, что на рынок выходят работники, у которых абсолютно иные требования к организации труда. Это поколение ориентируется на то, что видит в социальных сетях. Их мир в Instagram, где формируется представление об офисе с фотографий крупных брендов, стремящихся дать своим работникам максимально комфортные условия для работы. Обычная офисная недвижимость этого не предоставляет. Работникам нужны новые рабочие пространства, где есть грамотно организованное рабочее место, и есть другие зоны рядом – где можно поесть, позаниматься спортом, просто отдохнуть. Атмосферное пространство, снабженное всем необходимым для работы, отдыха и общения – это и есть новый формат коворкинга.

В своем большинстве региональные коворкинги сейчас — это бывшие анти-кафе или квартиры, переделанные под open space. Такие пространства, переделанные из квартиры и наполненные мебелью из IKEA, есть почти в каждом городе-миллионнике. Есть и простые офисы с тем же самыми зонами и с минимальными опциями: крыша над головой, стол-стул, wi-fi и возможность зарегистрировать свою компанию по адресу коворкинга. 

Крупные сетевые игроки пока не стремятся в российские регионы – им легче воспользоваться действующую бизнес-моделью и открыть еще один-два-три коворкинга в Москве, а не начинать все с нуля в регионах. Московский рынок еще не переполнен и общая площадь всех коворкингов составляет всего 0,9% от всей офисной недвижимости города. Создание же представительств в регионах сопряжено с определенными рисками.Но стоит помнить, что доля Москвы составляет всего 10% от ВВП всей страны, значит остальные 90% приходятся на регионы. Это говорит о возможностях для бизнеса в регионах, и о том, что там есть возможности для запуска прибыльного объекта. Учитывая, все больший спрос на коворкинги - это дает все основания считать, что проект региональных коворкингов может быть прибыльным. 

Например, один коворкинг нового формата в Екатеринбурге с населением в 1,7 млн человек может набрать 250 резидентов (80% заполнения, а по данным Meeting Point, для безубыточности заполняемость коворкинга должна быть не менее 70%). При стартовых инвестициях в 70 млн рублей такой проект окупится за 3,5 года. За семь лет выручка оператора коворкинга, по подсчетам P&L И Cashflow, удвоится, а операционные расходы практически не вырастут. Это уже успешная экономическая модель. И такая же ситуация в других российских городах. 

По данным исследования, проведенного консалтинговой компанией АРБ ПРО, помимо столичных регионов и Екатеринбурга, наиболее востребованными коворкинги будут в Краснодаре и Казани. Еще минимум в 24 городах России есть все предпосылки их открытию.

 

Антон Утехин, директор Names.

к разделу От первого лица

Еще больше полезной информации из мира недвижимости на нашем Youtube - канале Недвижимость+

Будь в курсе

Подпишись на новостную рассылку «Коммерческая недвижимость день за днем»

Подписаться

Спасибо!

Вы подписаны на нашу рассылку

Вы подписаны на нашу рассылку

Мы в Яндекс.Дзен
Подпишись на наш канал: самые актуальные новости о недвижимости