imagespecial

Битва коворкингов: Москва VS Питер

Рынок коворкингов в Москве и Петербурге составляет примерно 1% от всей офисной недвижимости. При этом можно с уверенностью сказать, что это самый быстрорастущий рынок – он стабильно показывает рост более чем на 70% в год. Есть ли разница в организации коворкингов двух столиц, какие локации для открытий выбирают сети, почему инвесторы не стремятся в регионы? Разберемся в специфике отрасли в Петербурге и Москве.

Объемы рынка

По данным международных исследований, в ближайшие годы по всему миру  в коворкингах будет работать 5 миллионов человек, хотя первое общественное пространство было открыто сравнительно недавно, в 2005 году. Лидерами рынка являются США, Германия и Испания. Первый российский коворкинг открылся в 2008 году в Екатеринбурге, но очень быстро Москва и Петербург перегнали остальные города по объему рынка. Сейчас в Москве работает около 150 пространств и более 20000 мест. В Петербурге – 50 локаций и 3000 мест. При этом доля сетевых объектов в Москве составляет примерно 50%, в то время, как в Петербурге их 35%.

Локации и стоимость места в коворкинге

Абсолютное большинство локаций в Петербурге (более 80%) находятся в центральных районах города – Центральном, Адмиралтейском и Петроградском. Средняя месячная аренда фиксированного места в коворкинге премиум-класса – 15 тысяч рублей. В Москве самые высокие ставки зафиксированы в пространствах в «Москва Сити», хотя самые престижные классические офисы традиционно располагаются в районе Садового кольца. Средняя цена за место варьируется на отметке 20 тысяч рублей за место и 60 тысяч рублей за отдельный кабинет в коворкинге. 10% московских коворкингов работают в ближайшем Подмосковье. Это обусловлено агломерацией и огромными расстояниями. Можно предположить, что эти локации занимают фрилансеры и молодые специалисты, у которых есть необходимость приезжать в Москву лишь время от времени, но есть потребность в продуктивной атмосфере и комфорте на рабочем месте.

Резиденты

Но есть тенденция, которая объединяет игроков рынка Москвы и Петербурга. Аудитория коворкингов делит их на две основных категории. Первая – это локации, которые выбирают фрилансеры и индивидуальные резиденты. У них же в свою очередь есть два вида члентсва в коворкинге – разовое посещение и рабочее место с фиксированным или рандомным столом, постоянный абонемент выгодняя примерно на 15%. Вторая категория резидентов – молодые компании и стартапы, или целые отделы крупных организаций. Например, весь маркетинг крупной IT-компании могут отселить в коворкинг. Для работы этих специалистов важна атмосфера высокой продуктивности, эргономичность рабочего пространства и коммуникация с мотивированными людьми из схожей профессиональной среды. В российских коворкингах не сильно распространено такое понятие, как «коворкинг-комьюнити», резиденты не очень охотно идут на коммуникацию друг с другом, делятся опытом, рабочими контактами и проектами. Но известно, что многие локации работают над тем, чтобы объединить единомышленников, связанных профессиональными интересами. Какие для этого есть инструменты? Например, общие чаты в Telegram – в нашу эпоху дейтинга зачастую проще начать общение в онлайне. Выступления бизнес-спикеров, тимбилдинг, конференции. Бесплатные тематические вечеринки для резидентов по пятницам – сангрия и мохито льются рекой, а коммуникация заметно облегчается.

Услуги коворкингов

Коворкинг это далеко не только локация, которая обеспечивает человека интернетом, принтером и безлимитным кофе. В коворкингах премиум-класса можно зарегистрировать юридическое лицо, воспользоваться юридическими услугами, нанять корпоративного курьера и даже HR-специалиста. Сравним услуги, которые предоставляют проекты Москвы и Петербурга, начнем с простого. Почти 80% московских коворкингов работают ежедневно, в Петербурге в выходные и праздники доступно не более 70% локаций. Почти в 60% московских коворкингов вы сможете поработать ночью – они работают круглосуточно. В этой категории петербургские проекты несколько отстают – здесь круглосуточно открыто не более 50% локаций. Зато с точки зрения специальных услуг Петербург значительно обгоняет столицу – здесь больше локаций, предоставляющих парковочные места, юридическое сопровождение, возможности аренды конференц-залов и использования душевых комнат. В Москве лучше дело обстоит с рекреационными зонами – кухнями и комнатами для сна.

Тренды

Особенности московского рынка, которые не наблюдаются в Петербурге: в столице открывается значительное количество специализированных коворкингов – мастерских, кооперативов и тематических объектов. Инфраструктура таких локаций подразумевает специальные услуги и технологии. Например, в коворкинге для работающих мам обязательно будет детская комната и аниматор. В Петербурге насчитывается не более 20 тематических коворкингов, о перспективах быстрого развития этого направления говорить не приходится. Также в Москве есть представительства международных сетей коворкингов, в Петербурге основными игроками рынка являются локальные компании. Более того, некоторые питерские сети выходят на федеральный рынок. В июне в городе Великие Луки Псковской области открывается первый франчайзинговый проект «Практик» с инвестициями более 50 миллионов рублей. Помещение площадью 400 квадратных метров обеспечит 80 рабочих мест. Это единственный подобный проект в стране – впервые пространство премиального уровня начнет работу не в городе-миллионнике.

Исполнительный директор сети коворкингов «Практик» Владимир Дорофеев

к разделу Актуально

Будь в курсе

Подпишись на новостную рассылку «Коммерческая недвижимость день за днем»

Подписаться

Спасибо!

Вы подписаны на нашу рассылку

Вы подписаны на нашу рассылку

Мы в Яндекс.Дзен
Подпишись на наш канал: самые актуальные новости о недвижимости